Найти тему

Тольяттинская афера на три миллиона советских рублей

В советское время официально криминала не было. Тоталитарное государство не отдает это право в частные руки. Однако на излете советской эпохи теневой бизнес все больше стал развиваться, так как повальное воровство на советских предприятиях разрасталось, а это приводило к увеличению количества «черных» денег. Вместе с ними появляется и криминал, и организованная преступность, и целые схемы по расхищению государственного имущества.

Так получилось, что в Тольятти, где был построен ВАЗ, а за основу для автомобилей был взят итальянский Fiat, были унаследованы не итальянские традиции машиностроения, а мафиозные нравы страны-партнера. Это было связано с тем, что на всех больших стройках СССР: КамАЗ, ВАЗ, БАМ всегда участвовали в строительстве не только профессионалы и активисты, но и авантюристы, плюс заключенные. Почва была отличная, чтобы уже в середине 1980-х потрясти весь СССР громким делом об аферистах с автомобильного завода. Фактором был и колоссальный дефицит. Одно дело было дождаться очереди на личный автомобиль, а другое – еще купить к нему запчасти. Ситуация образовала нишу. Ее занял некто Филатов, проявивший не только частную инициативу, которая в те годы была наказуема уголовным кодексом, но и уже тогда собравший целую группировку. Сам Филатов был мастером цеха по запчастям на автозаводе. Только такой формат позволял вывозить с ВАЗа автомобильные запчасти караванами КамАЗов.

-2

Удивительно, но безопасностью на ВАЗе в те годы занимались представители КГБ. Именно такие люди, как Филатов и Куделя, раскрыли свой потенциал. Ведь советским гражданам часто надо было ехать в другой город на производства, чтобы купить запчасти, а тут запчасти сами приезжали, куда требуется. Можно сказать, что схема продажи налево дефицитных запчастей в дальнейшем определила общий интерес тольяттинского криминала к ВАЗу, так как такие цеховики вроде Филатова уже тогда стали обращаться к «крыше»

В итоге, схема цеховика Филатова принесла ему доход в три миллиона советских рублей, за которые он получил всего 12 лет тюрьмы, при условии, что средняя зарплата была 90-120 рублей в месяц, а 1$ стоил 60-75 советских копеек. Можно сказать, что Филатов предвидел будущее нашей стране, доказав тезис о том, что вагонами красть безопаснее, чем своровать гвоздь или велосипед. Эта афера на три миллиона рублей положила начало многим другим мошенничествам, связанным с ВАЗом, но уже в новейшей истории России.

Просьба поставить "Палец вверх". Вам труда это не составит, но статью продвинет, тем самым больше людей узнают о ней. Сделайте доброе дело ;)