Найти в Дзене

Артефакты класса «эксклюзив», часть 4: древнеегипетский планер

Эта вырезанная из сикимора невзрачная фигурка, напоминающая планер или небольшой самолет, была найдена в 1898 году внутри гробницы некоего Па-ди-Имена в северной части некрополя возле Саккары. Судя по надписям, Па-ди-Имен отправился на блаженные поля Иалу примерно за три века до нашей эры, до начала века авиации и расцвета планеризма было еще далеко, поэтому никого из археологов эта находка не впечатлила. Ее зарегистрировали как «фигурка птицы с расправленными крыльями» и отправили в фонды Каирского музея. По удивительному стечению обстоятельств, профессор помимо своих почтенных основных занятий оказался членом Королевского клуба авиамоделистов и Египетского аэронавигационного клуба. И он не мог не увидеть, что деревянную «птицу» только с правой стороны (там, где на голове со слегка обозначенным клювом сохранился глаз) можно принять за птицу, во всем остальном – это же самый настоящий и очень красивый планер! Правда, без хвостового стабилизатора. Для изучения фигурки был образован цел
Эта вырезанная из сикимора невзрачная фигурка, напоминающая планер или небольшой самолет, была найдена в ...
Эта вырезанная из сикимора невзрачная фигурка, напоминающая планер или небольшой самолет, была найдена в ...
-2

Эта вырезанная из сикимора невзрачная фигурка, напоминающая планер или небольшой самолет, была найдена в 1898 году внутри гробницы некоего Па-ди-Имена в северной части некрополя возле Саккары. Судя по надписям, Па-ди-Имен отправился на блаженные поля Иалу примерно за три века до нашей эры, до начала века авиации и расцвета планеризма было еще далеко, поэтому никого из археологов эта находка не впечатлила. Ее зарегистрировали как «фигурка птицы с расправленными крыльями» и отправили в фонды Каирского музея.

Там она пылилась почти семь десятков лет, пока ее случайно не заметил доктор Халил Мессиха, профессор анатомии для художников в Хелуанском университете. Он просматривал хранящиеся в запасниках статуэтки в поисках подсказок: какими средствами древние художники умели передавать особенности строения разных птиц.
Там она пылилась почти семь десятков лет, пока ее случайно не заметил доктор Халил Мессиха, профессор анатомии для художников в Хелуанском университете. Он просматривал хранящиеся в запасниках статуэтки в поисках подсказок: какими средствами древние художники умели передавать особенности строения разных птиц.

По удивительному стечению обстоятельств, профессор помимо своих почтенных основных занятий оказался членом Королевского клуба авиамоделистов и Египетского аэронавигационного клуба. И он не мог не увидеть, что деревянную «птицу» только с правой стороны (там, где на голове со слегка обозначенным клювом сохранился глаз) можно принять за птицу, во всем остальном – это же самый настоящий и очень красивый планер! Правда, без хвостового стабилизатора.

Для изучения фигурки был образован целый комитет министерства культуры, а по страницам газет пошли гулять слегка приукрашенные рассказы коллег Х. Мессиха, которые еще больше были расцвечены броскими красками стараниями многочисленных журналистов. Вскоре всем стало почти очевидно, что древнеегипетские самолеты могли летать со скоростью до ста километров в час, перевозя при этом тяжелые грузы.

Сам Х. Мессиха, естественно, никогда подобной чуши не городил, а всего лишь озвучил два вполне резонных довода в пользу своего предположения о происхождении фигурки. Первый: она действительно подобна планеру с хорошими аэродинамическими свойствами. У птиц в принципе не бывает вертикального хвостового оперения. Второй: египтяне очень часто изготавливали масштабные копии всего того, с чем имели дело в окружающей их жизни.

«Древнеегипетский самолет»: размах крыльев 183 миллиметра, длина – 142 мм, вес 39,12 грамма.  Нижняя часть хвоста обломана. Иероглифы на хвосте читаются как «Подношение Амону».     (*)
«Древнеегипетский самолет»: размах крыльев 183 миллиметра, длина – 142 мм, вес 39,12 грамма. Нижняя часть хвоста обломана. Иероглифы на хвосте читаются как «Подношение Амону». (*)

Доктор Халиль Мессиха предположил, что часть хвоста птицы – там, где обязательно должен был быть полагающийся из условий равновесия в полете горизонтальный стабилизатор – была некогда отломана и утеряна. И это, как справедливо отметили авиационные знатоки, является единственным серьезным отличием от нормального, хорошо обтекаемого планера.

                                                                                                                             (*)
(*)

Он со своим братом изготовил увеличенную точную копию статуэтки «птицы Саккары» - правда, из почти невесомой древесины бальсы и со стабилизатором. Модель, как утверждалось, замечательно полетала. Это было воспринято, подхвачено и растиражировано все теми же журналистами как убедительное доказательство «авиационного» происхождения артефакта и, не больше и не меньше, как подтверждение предположения о возможности полетов древних египтян на таких или подобных полноразмерных летательных аппаратах.

В фондах Национального музея Египта в Каире было обнаружено около полутора десятков аналогов "птицы древней Саккары".

                                                                                                                      (*)
(*)

Более того, откуда-то появилась и потрясла воображение некоторой части аудитории сенсационная догадка, что знаменитый Тутанхамон погиб так рано как раз потому, что он не справился в одном из своих полетов с управлением и разбился насмерть. Якобы на это указывает характер повреждений его тела.

Интересно, почему именно этот изначально страдавший целым букетом тяжелых заболеваний знаменитый юноша, а не какой-нибудь другой из правителей, менее известный широкой публике – благо их мумии тоже демонстрируют различные подозрительные повреждения?

Впрочем, сообщения о замечательных летных качествах «саккарской птицы» ставятся под сомнение другими исследователями:

Мартин Грегори из Харлоу, Англия, более тридцати лет занимался проектированием, изготовлением и запуском планеров. Экспериментируя с дизайном, он пришел к выводу, что модель в принципе не может летать без хвостового стабилизатора (руля высоты), которого у объекта нет и никогда не было. Даже после того, как Грегори прикрепил к модели руль высоты, результаты разочаровали.

Исследователь высказал предположение, что это был флюгер или детская игрушка.

Лэрри Оркутт, пользователь вебсайта «Популярные тайны», исходя из данных о фигурках птиц на вершинах мачт лодок и кораблей с барельефных изображений периода Нового царства (XII в. до н. э.), которые можно увидеть в храме Хонсу в Карнаке, назвал объект флюгером, который показывал направление ветра на судне.

Итак, «саккарская птица», она же – «древнеегипетский планер», представляет собой либо просто статуэтку или детскую игрушку, либо фигурку для настольной игры, либо - флюгер на корабельной мачте.

Последнее, на мой взгляд, наиболее вероятно как с утилитарной точки зрения (на воде знание направления ветра в данный момент очень важно даже в речных условиях), так и с точки зрения внешнего оформления этого навигационного прибора.

Именно навигационного и именно прибора - независимо от его внешнего оформления и ассоциаций, которые оно вызывает. Если какой-нибудь фанерный флюгер на какой-то из старинных европейских башен вырезан в виде гуся, то мало смысла в том, чтобы требовать от него нести яйца. Вернее, требовать можно, но с яичницей ничего не получится.

- - -

(*) иллюстрация из интернета, открытые источники

Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.