В современном мире многие считают, что навык быстрого и правильного устного счета теперь совершенно необязателен – ведь всегда можно воспользоваться калькулятором.
Однако для человеческого мозга очень важны постоянные тренировки: если умственные навыки не используются, то некоторые участки мозга постепенно отмирают. К тому же одной из главных причин неудач на ЕГЭ и ОГЭ учителя называют именно неумение считать.
Оптимальный возраст и правила обучения
Лучше всего обучение счету детям дается в возрасте 6-7 лет. В этот период дети познают мир при помощи наглядно-образного мышления, а потому и обучение нужно строить на практических действиях с предметами.
Главные правила, которых следует придерживаться при обучении:
- Продолжительность занятий. Обычно это 10-15 минут интенсивного усвоения нового материала.
- Выбирайте посильные для ребенка задания и не ругайте за неудачи.
- Закрепляйте изученное в обычной жизни – на прогулке, во время игры, в магазине и т.д.
- Соблюдайте последовательность и не торопитесь давать все знания сразу.
Не забывайте тот факт, что ребенку для усвоения навыка устного счета обязательно нужно пройти два этапа – речевой (когда малыш проговаривает все свои действия) и двигательный (перекладывание предметов при счете). Только после этого устный счет станет возможно производить в уме.
Основные способы обучения
- опираясь на знание состава числа
- при помощи таблицы математических действий
- используя специальные приемы выполнения математических действий
- при помощи пальцев рук или счетного материала
- авторские методики
Как правило, дошкольники уже знакомы с числами до 10, знают понятия «больше», «меньше», «поровну» и могут решать простые примеры. В первом классе важным навыком станет умение считать с переходом через десяток. Первым сложным понятием здесь становится «состав числа». Очень хорошими помощниками станут наглядные пособия: коробки с кубиками, «домики» для чисел, конструкторы по типу «Лего» и пр.
Полезными станут упражнения вида:
- дополни число до нужного
- дорисовать доминошки
- расставить цветы в две вазы разными способами
Доведите эти действия с ребёнком до автоматизма, потому что именно они помогут освоить принципы сложения и вычитания.
Например, необходимо вычислить значение выражения 8+5 . Предложите ребенку следующий алгоритм:
Нужно дополнить первое слагаемое до 10, используя состав числа (10 это 8 и 2)
Высчитать сколько останется прибавить, если 5 это 2 и 3
Посчитать результат
То есть сам пример запишем так : 8+5=8+(2+3)=8+2+3=10+3=13
Ход мыслей при вычитании примерно тот же.
Например, 17-9
1)чтобы из 17 вычесть 9, удобнее сначала вычесть 7 и получить 10
2) вспомнить состав числа 9 – это 7 и 2
3) из 10 вычесть 2, получим 8
Этот способ будет применяться ребенком и при решении примеров в пределах 100 или 1000.
Обучение устному счету при помощи пальцев рук или счетных палочек многие учителя считают оправданным только на самом раннем этапе. Во-первых, при использовании пальцев или счетного материала дети не стремятся запомнить результат, ведь всегда можно посчитать еще раз. Во-вторых, эти способы подходят только для операций с маленькими числами.
Гораздо эффективнее станет обучение ребенка использованию математических приемов при сложении и вычитании. Это умение быстро найти удобный способ вычисления. Например:
- перестановка слагаемых (при вычислении суммы 5+46 удобнее поменять слагаемые местами 46+5)
- округление числа (Вычислить 45+29. Удобнее к 45 прибавить 30, а затем от результата отнять 1)
- присчитывание частями ( 38+15=38+2+13)
- чуть позже дети знакомятся с распределительным и сочетательным законом сложения и смогут без труда вычислить значение выражения 11+33+19. Здесь нужно переставить слагаемые и получим (11+19)+33.
Полезные советы родителям
1. В математике очень важны регулярные тренировки. Только в этом случае навыки отрабатываются до автоматизма.
2. Не нервничайте во время занятий и старайтесь не ругать при неудачах.
3. Используйте повседневные дела для отработки изученных приемов.
4. Хвалите ребенка за достижения.
5. Объясняйте важность умения быстро считать в уме в разных жизненных ситуациях.