Еще будучи подростком, я где-то прочла афоризмы Ларошфуко и была очарована их остроумием и точностью. Потом прочитала полностью его труд "Максимы".
Франсуа де Ларошфуко жил как раз в те времена, которые описаны в романах Дюма о трех мушкетерах. Кстати, сюжет о подвесках королевы Дюма заимствовал именно из его мемуаров. Ларошфуко активно участвовал в политических передрягах своей эпохи, был и в опале, и в милости у короля, знал досконально придворную жизнь. Отличаясь острым умом, он с интересом наблюдал за царящими вокруг нравами, подмечал характеры и делал свои выводы.
Книга афоризмов "Максимы" стала его не устаревающим философским наследием. Впервые книга была издана в Париже в 1665 году. Основная тема - мораль и нравы. Философ был крайне скептически настроен в отношении человеческой натуры и считал, что люди в основной своей массе - существа лживые, глупые и безнравственные. Понятно, что эти выводы он делал, глядя на свое окружение, состоящее из французской придворной знати.
Ларошфуко подчеркивает, что в основе человеческой природы лежит эгоизм. Буквально первой фразой своего труда он выражает эту мысль:
"То, что мы принимаем за добродетель, нередко оказывается сочетанием корыстных желаний и поступков, искусно подобранных судьбой или нашей собственной хитростью..."
Вторая его максима звучит так:
" Ни один льстец не льстит так искусно, как себялюбие".
Он не верил в бескорыстие людей и их искренность. Конечно, находясь в атмосфере льстивости и подобострастия, интриг и лжи, которая царила в высшем обществе тогдашней Франции, он мог сказать так:
" Хотя все считают милосердие добродетелью, оно порождено иногда тщеславием, нередко ленью, часто страхом, а почти всегда – и тем, и другим, и третьим".
Несмотря на подобный пессимизм и некоторую мизантропию, мысли Ларошфуко точны в определении людских пороков. Их актуальность несомненна и в наши дни.
Читайте еще на моем канале:
Книга "История сексуальности" Мишеля Фуко
Почему власть должна регулярно сменяться: теория циркуляции элиты В. Парето