Есть пару каналов, которые я читаю с удовольствием. Один из них - Стаса Лисиченко (https://t.me/StLis). С присущим ему чувством тонкого юмора и бодрого сарказма он выражает свои мысли о ресторанном бизнесе без прикрас.
Последний его пост на тему «Есть ли жизнь на Патриках» привлекла мое внимание, и я решила поддержать Стаса сухой статистикой и фактами (экспертное мнение консультанта по торговой недвижимости):
Сухие факты:
• Район Патриарших прудов никогда не рассматривался ритейл сетями как торговый коридор ни до, ни сейчас. Попробуйте уговорить хоть Cartier, хоть MAC открыть здесь магазин. Да ни в жизни!
• Ни один международный бренд сюда невозможно затащить клещами из-за полного отсутствия видимости с основных транспортных магистралей и нулевого пешеходного потока, и, если быть до конца честной, то что здесь делает Chanel со своим красивым pop-up вообще непонятно.
• Это идеальное место для авторских концепций, несетевые проектов, которые никак не могут платить аренду аналогичную в ТЦ "Атриум", например.
• До 2011 года (год открытия Uilliam’s) ритейл в районе пруда был в большей мере инфраструктурный, рестораны были ориентированы на экспатов и тот самый модный московский междусобойчик, в котором все друг друга знают и лишних не пускают.
• Ставки аренды были вполне вменяемые и ни о каких 1,5 млн рублей/месяц за 100-150 м2 и речи быть не могло.
• Единственный бренд, который когда-то здесь рассматривал открытие магазина - HStern, и то по причине соседства с синагогой, а не бойкой торговли.
Скорее всего все бы так и продолжалось, и модный Леня Ханукаев, вальяжно, в ярких брюках, белой рубашке и дорогих мокасинах, перетекал в режиме праздной Ибицы из своей квартиры в офис "Страны Детей" по соседству, если бы:
• Брускетта с крабом не выстрелила на всю Москву, породив легенды о том, что Патрики - это московское Эльдорадо причем для всех;
• Городская программа не сузила бы М. Бронную до одной полосы, превратив ее в народный променад выходного дня;
• Сила Instargam, хэштегов и геологаций не была бы лучшим маркетинговым инструментом, позволяющим тем, кто на выданье хотя бы на час быть ближе к самому Марату Сафину;
• Общенародный девиз "пусть паленый, но Chanel/Balenciaga" не был бы у нас в крови, влекущий в 9:00 утра девиц на Лабутенах по Яндекс навигатору на ту самую ароматную чашку кофе, являющейся лотерейным билетом в красивую, ой... богемную жизнь Патриков.
Сила коллективного разума оказалась настолько сильна, что за несколько лет умудрилась превратить аперитив, в стильных бокалах Sempre в нажиралово из открытых багажников.
Вильнув своим гладким, некашеным хвостом, жирный осетр уплыл в "Горыныч", "Buro" в ЦУМе и прочие чистые места, отдав болото для нереста всеядному карпу.
Ну, а что же с торговой недвижимостью и ставками аренды:
• Торговый потенциал района явно преувеличен, подтверждением чему служит регулярная ротация арендаторов в краткосрочном периоде;
• Количество вакантных помещений говорит о снижении спроса со стороны профессиональных операторов;
• Запрашиваемые арендные ставки завышены минимум на 30% и не соответствуют реальным оборотам;
• Сроки окупаемости, превышающие 21 год не интересны потенциальным инвесторам, лишая возможности продажи помещений как арендный бизнес;
• Монополист района - Ginza Project перепрофилировалась из ресторатора в рантье, пересдавая/переуступая свои помещения.
Что ждать от года с 20% НДС и синтепоновой подушкой накоплений:
• Череда переговоров по снижению арендной платы;
• Смена ресторанных концепций под запрос сегодняшнего дня;
• Наличие вакантных помещений с хорошими характеристиками.
Резюмируя все вышесказанное, поддерживаю острометного Стаса и подтверждаю: "Той прежней сладкой жизни на Патриках больше нет. Исключения не в счет".