Найти в Дзене
Иван Зорин

Женский вопрос книжного рынка

За современную русскую литературу в крупнейших московских издательствах отвечают (данные взяты из интернета на 2018):
«АСТ» – редактор Е. Шубина
«ЭКСМО» – О. Аминова
«Рипол Классик» – Ю. Качалкина
«Корпус» – В. Горностаева
«НЛО» – И. Прохорова
«Время» – А. Гладкова

Литературными агентами являются: Юлия Гумен, Н. Смирнова, Наташа Банке, Н. Перова, Маргарита Брик, Галина Дурстхоф, И. Горюнова, Э. Ракитская…

А где мужские имена?

Неудивительно, что 80% читательской аудитории – женщины, а мужчины предпочитают газеты. А как иначе? Женские романы заполонили книжный рынок, потому что редактора ориентируются на свой вкус.

Женщины определяют литературную политику, решая, что читать, а что недостойно внимания. Тут нет никакого женского заговора, редакторши не испытывают к отвергнутым авторам ничего личного, просто им искренне не нравится человеконенавистник Ницше, брутальный самоубийца Мисима или Набоков, растлевающий на страницах лолит.

А зачем нужен Шопенгауэр? В корзину представителя пессимистической философии! Если он не нравится молодой редакторше, разбирающей присланные рукописи, значит, его не купят.

Потому что литература сегодня – это она! И в её функции входит отстреливать всё, что не вписывается в её представления, ещё на подходе.

Зато авторы, зачастую мужчины, не выходящие за рамки житейской мудрости, писатели, психология которых продиктована бытом и его обустройством, принимаются на ура.

Женщины остаются женщинами, а, получив власть, быстро укрепляются в своём всеведении и безукоризненном вкусе. В легионе тех, кто убивает художественную литературу, женщины составляют первую, хотя и не единственную, шеренгу.

Поэтому мы имеем то, что имеем – романы, в которых быт превалирует над бытием, а вершиной духовных исканий преподносится официальное православие.

Раньше такого не было: ни в СССР, ни на Западе, это современное изобретение, литературно-феминистский перекос.

А кто, кроме оголтелых сторонников унисекса, станет отрицать наличие женской и мужской психологии?

Тогда почему сегодня доминирует одна из них?

Потому что века до этого доминировала другая?

А может, сложившаяся ситуация всего лишь отражение наступающей эры матриархата?

Сомнительно, что вкусовой барьер сегодняшней двадцати пяти-тридцати пяти летней редакторши (я не говорю при этом об интеллектуальном и культурном цензе), издательской богини, распоряжающейся авторскими судьбами, преодолели бы Борхес, Кортасар или Камю.

Да и Достоевский был бы чересчур мрачноват, а Толстой выглядел бы слишком морализующим.

Поэтому мы обречены на средненькое проходное чтиво, которое легко воспринимается и так же легко забывается, на серый поток литературы, дублирующей бесконечные телесериалы.

Ничего достойного не пробьётся - вышеуказанные дамы этого не допустят.

Приходите, буду рад!

Послушать об этом можно здесь