Найти в Дзене
ПарфюМир

Почему в России нет хороших духов?

На мировом парфюмерном рынке России нет. Это факт. Несмотря на то, что объёмы производства отечественных духов растут, появляются новые названия и даже селективные марки – о них даже у нас не знают, что уж говорить о других странах. Почему складывается такая ситуация и есть ли перспективы – длинный рассказ в нескольких частях…

В конце XIX — начале XX веков в России был парфюмерный бум. К нам съезжались парфюмеры со всех краев, отечественные «носы» ездили учиться за границу, и обмен опытом приносил свои ароматные плоды. Фамилии Феррейна, Остроумова, Ралле, Сиу и, конечно, Брокара знали не только у нас, но и в Европе. Правда, тут надо учитывать, что знали далеко не все, а только обеспеченные люди. У большинства же населения этого вообще не было в сфере интересов.

https://club.season.ru
https://club.season.ru

От того времени в отечественной парфюмерии осталась одна фамилия – Генрих Брокар. Он был не только талантливым французским парфюмером, но и не менее талантливым маркетологом. Вместе со своей женой они придумали маленькое «подарочное» мыло, распродажи «все за рубль» и парфюмерный фонтан из одеколона «Цветочный», куда каждый желающий мог окунуть платок и подушиться. Так же процветали парфюмеры, поставлявшие духи актрисам, балеринам и оперным певицам – эти женщины во все времена были лучшей рекламой… А потом случился 1917 год и искоренение всего буржуазного.

http://nz39.ru
http://nz39.ru

Было решено, что новому советскому народу нужны два запаха – рабочего пота и чистого тела, а для последнего достаточно и просто мыла. Парфюмерные заводы превратили в мыловарни. Тот же Брокар стал Государственным мыльно-парфюмерным заводом № 5 (нынешняя «Новая заря»), «Сиу» — фабрикой «Большевик», «Бодло и Ко» — фабрикой «Рассвет». К 1930 году «Новая заря» стала монополистом парфюмерного рынка и начала потихоньку возрождать производство духов. Идеологически выверенная фабрика теперь была вынуждена отказаться от изысканных сложных ароматов и дорогих компонентов, а про иностранное влияние и западную школу можно было забыть. Духи не должны были настраивать на романтический и праздный лад. Именно в то время появились знаменитые духи «Красная Москва» и одеколон «Тройной».

-3

В сталинскую эпоху все мыльно-парфюмерные фабрики объединили под трестом с поэтическим названием «Жиркость» (ТЭЖЭ), а возглавляла его Полина Жемчужина. Этой женщине удалось отстоять парфюмерию перед партией, убедив Сталина, что эта область прибыльная, перспективная и очень нужная народу. Она стала начальником Главного управления парфюмерно-косметической, синтетической и мыловаренной промышленности и выбила парфюмерным фабрикам новые ингредиенты. Советские духи стали представляться на международных выставках и даже получать награды. Реклама парфюмерии того времени была порой красива, но, в отличие от томной дореволюционной или западной рекламы, редко несла хоть какой-то чувственный посыл.

Рекламы-ровесницы, 1950-е годы
Рекламы-ровесницы, 1950-е годы

Отечественная парфюмерия процветала ровно до тех пор, пока к нам снова не стали проникать европейские образцы. В Европе все это время парфюмеры продолжали экспериментировать, создавать новые композиции и оснащать лаборатории и фабрики. У нас появились польские, болгарские и прибалтийские духи, а после развала СССР стало доступно все. К отечественным образцам люди стремительно потеряли интерес.

Продолжение с рассказом о том, почему в России невозможно стать парфюмером - ЗДЕСЬ.