Найти в Дзене
Философия для всех

Проблема движения в философии

Проблема движения разрабатывалась на протяжении всей истории философии. Сложилось идеалистическое и материалистическое, диалектическое и метафизическое (не диалектическое) понимание движения, его источника и его связи с материей. Для идеализма в целом характерен отрыв источника движения от материи. С точки зрения объективного идеализма, движение сообщается инертной материи над природной, нечеловеческой духовной силой. Так, представители средневековой схоластики А.Кентерберийский и Ф.Аквинский источник всякого движения в природно-человеческом мире видели в духовном божественном первоначале. С точки зрения субъективного идеализма, движение является лишь свойством сознания субъекта. Например, Беркли утверждал, что мир движется только в наших ощущениях. Для метафизического воззрения на мир характерно в целом признание самостоятельного (независимого от материи) существования движения. Примером такого понимания служит направление энергетизм. Представители энергетизма сводят природные,

Проблема движения разрабатывалась на протяжении всей истории философии. Сложилось идеалистическое и материалистическое, диалектическое и метафизическое (не диалектическое) понимание движения, его источника и его связи с материей. Для идеализма в целом характерен отрыв источника движения от материи. С точки зрения объективного идеализма, движение сообщается инертной материи над природной, нечеловеческой духовной силой.

Так, представители средневековой схоластики А.Кентерберийский и Ф.Аквинский источник всякого движения в природно-человеческом мире видели в духовном божественном первоначале. С точки зрения субъективного идеализма, движение является лишь свойством сознания субъекта. Например, Беркли утверждал, что мир движется только в наших ощущениях.

Для метафизического воззрения на мир характерно в целом признание самостоятельного (независимого от материи) существования движения. Примером такого понимания служит направление энергетизм.

Представители энергетизма сводят природные, общественные и психические явления к различным состояниям энергии, причем предполагается, что энергия может превращаться в материю, а материя в энергию. В энергетизме не учитывается, что энергия есть лишь количественная мера движения, а потому превращение энергии в материю должно означать превращение движения в материю. В основе диалектико-материалистического понимания движения, которое разработал Ф.Энгельс в работе «Диалектика природы», лежат следующие положения.

1. Движение – это всеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее атрибут, способ существования материи.

2. Движение в применении к материи – это изменение вообще, т.е. всякое изменение.

3. Движение выступает как взаимодействие предметов и явлений.

4. Движение существует в качественно различных формах

-2

Во второй половине XIX в. Энгельс дал первую научную классификацию форм движения материи. Он выделил пять основных разнокачественных форм движения:

1) механическую,

2) физическую,

3) химическую,

4) биологическую,

5) социальную.

Все формы движения взаимосвязаны между собой: высшие, более сложные формы возникают и существуют на базе низших, более простых форм движения, но не сводятся к ним. Разнокачественные формы движения материи, их сочетания и специфические материальные носители, а также соответствующие закономерности изучают различные науки. Современная философия также выделяет квантово-механическую, кибернетическую, геологическую и иные формы движения материи.

Метафизическое сведение одних форм движения к другим, более простым (например, социальных и биологических закономерностей – к физическим) называется редукционизмом.

-3

Интегративно-общенаучные концепции XX века, такие как общая теория систем Берталанфи, кибернетика Винера, синергетика Пригожина и Хакена, претендуют на выработку универсального научного знания, что неизбежно сопряжено с редукцией. Редукционизм подвергается критике со стороны диалектики. (Так было и с организационной теорией «тектологией» отечественного ученого А.А.Богданова). В свою очередь, представители кибернетики, системного движения и др., использующие методологию редукционизма, критикуют диалектику.