Найти в Дзене
Философия для всех

Понятие субстанции и акциденции

Онтология (от греч. ontos – сущее и logos – учение) – один из основных разделов философского знания, учение о бытии как таковом, или о обо всем сущем (существующем) в целом. Онтология продолжает линию метафизики Аристотеля (его "первой философии"), которая являлась учением об умопостигаемых первопричинах мира, предельных основаниях бытия. С проблемой существования мира тесно связано понятие субстанции. Субстанция – это то, что имеет основание в самом себе и выступает причинной основой всего существующего. Субстанция – это сущность мира, которая всегда является абсолютной и неизменной. Представление о субстанции связано с вопросом о первопричине мира: “Откуда все есть?” Проблема субстанции в явном виде была поставлена древнегреческим философом Аристотелем (IV в. до н. э.). Специфическую трактовку понятие субстанции получает в схоластической средневековой философии, где основой существующего мира материальных явлений считают божественное духовное начало. В Новое время в учении нидер

Онтология (от греч. ontos – сущее и logos – учение) – один из основных разделов философского знания, учение о бытии как таковом, или о обо всем сущем (существующем) в целом. Онтология продолжает линию метафизики Аристотеля (его "первой философии"), которая являлась учением об умопостигаемых первопричинах мира, предельных основаниях бытия.

С проблемой существования мира тесно связано понятие субстанции. Субстанция – это то, что имеет основание в самом себе и выступает причинной основой всего существующего. Субстанция – это сущность мира, которая всегда является абсолютной и неизменной. Представление о субстанции связано с вопросом о первопричине мира: “Откуда все есть?”

Проблема субстанции в явном виде была поставлена древнегреческим философом Аристотелем (IV в. до н. э.). Специфическую трактовку понятие субстанции получает в схоластической средневековой философии, где основой существующего мира материальных явлений считают божественное духовное начало.

-2

В Новое время в учении нидерландского философа Спинозы (XVII в.) под субстанцией понимается весь материальный мир, в котором растворен. Спиноза говорит, что субстанция является причиной самой себя (causa sui). В этот же период французский философ и математик Декарт различает абсолютную субстанцию (Бог) и порожденные ею две независимые друг от друга субстанции – телесную (материя) и духовную (мышление).

В марксистской философии под субстанцией понимается материя. Она сама является основанием своего существования и всех своих формообразований. В конце XX века философия постмодернизма уходит от понимания субстанциальности мира, который предстает для нее хаотичным, неустойчивым, случайным. Такой мир не может иметь однозначных определений.

-3

Категория субстанции в философии дополняется противоположным понятием «акциденция» – это несущественное, преходящее, временное свойство вещей. Впервые данное понятие встречается у Аристотеля в «Метафизике»; в XVII веке Спиноза заменил понятие акциденции понятием «модус», которое означает единичное проявление субстанции.

Все многообразие бытия, все реально существущее включает в себя два основных вида реальности:

1) объективную реальность,

2) субъективную реальность.

Объективная реальность содержит вещи, процессы, состояния, существующие вне и независимо от сознания, мышления, воли, желания человека. В объективной реальности философы различают, с одной стороны, материальную (телесную, вещественную и т.п.) реальность, с другой стороны, духовную (бестелесную, идеальную) реальность.

-4

Субъективная реальность включает в себя ощущения, представления, мысли человека, т.е. его сознание и бессознательные явления. Существовать субъективно – значит существовать в сознании, в сфере психической деятельности человека. И объективные, и субъективные явления реально существуют, но представляют два различных вида реальности.

В философии выделяются следующие формы бытия:

– бытие природы,

– бытие человека,

– бытие духовного (идеального),

– бытие общества (социального).

Основными типами небытия являются:

1) абсолютное небытие – это небытие без бытия; небытие, предшествующее бытию как таковому;

2) относительное небытие – это небытие, связанное с бытием; оно проявляется как небытие одного предмета в бытии других предметов.

Относительное небытие имеет следующие виды: небытие-до-бытия, небытие-вбытии, небытие-после-бытия. Взаимосвязь бытия и небытия может быть выражена так:

Бытие – это переход от небытия-до-бытия в небытие-после-бытия