Найти в Дзене
Философия для всех

Основной вопрос философии

Еще древние философы обратили внимание на то, что все существующие явления можно разделить на два принципиально различных вида. Это материальные и духовные (идеальные) явления. И те, и другие – виды бытия. Материальные явления существуют вне и независимо от сознания человека, идеальные явления связаны с сознанием человека, с его психической деятельностью. Проблема соотношения материальных и духовных (идеальных) явлений получила название основного вопроса философии. Решение основного вопроса философии имеет смысл после определенного решения исходной философской проблемы, т.е. после того, как признано, что бытие существует. Дадим общую формулировку основного вопроса философии. Основной вопрос философии (ОВФ) – это вопрос об отношении сознания к материи, духовных явлений к материальным. ОВФ имеет две стороны (два подвопроса): 1. Первая сторона ОВФ – это вопрос о том, что является первичным: сознание или материя, духовные или материальные явления. Иначе – это вопрос о сущности, приро

Еще древние философы обратили внимание на то, что все существующие явления можно разделить на два принципиально различных вида. Это материальные и духовные (идеальные) явления.

И те, и другие – виды бытия. Материальные явления существуют вне и независимо от сознания человека, идеальные явления связаны с сознанием человека, с его психической деятельностью.

Проблема соотношения материальных и духовных (идеальных) явлений получила название основного вопроса философии. Решение основного вопроса философии имеет смысл после определенного решения исходной философской проблемы, т.е. после того, как признано, что бытие существует.

Дадим общую формулировку основного вопроса философии. Основной вопрос философии (ОВФ) – это вопрос об отношении сознания к материи, духовных явлений к материальным. ОВФ имеет две стороны (два подвопроса):

1. Первая сторона ОВФ – это вопрос о том, что является первичным: сознание или материя, духовные или материальные явления. Иначе – это вопрос о сущности, природе мира.

2. Вторая сторона ОВФ – это вопрос о познаваемости мира, иначе – это вопрос о том, способно ли сознание, мышление верно отразить материальный мир.

В зависимости от решения первой стороны ОВФ философы делятся на два больших философских направления: материализм и идеализм.

-2

Материалисты считают, что первичной, изначальной является материя по отношению к сознанию, или иначе – материальные явления порождают сознание, духовные (идеальные) явления. Представители материализма:

 школа чарвака-локаята (древнеиндийская философия, середина I тыс. до н.э.);

 Демокрит (древнегреческий философ, V - IV вв. до н. э.);

 Фрэнсис Бэкон (английский философ, XVI - XVII вв.);

 Дидро (французский философ-просветитель, XVIII в.);

 Фейербах (немецкий философ, XIX в.);

 марксисты (Маркс, Энгельс, их последователи, XIX - XX вв.).

Наиболее ярким представителем «старого» материализма был Людвиг Фейербах, который в книге «Cущность христианства» (1841) и др. утверждал вечный и бесконечный характер природы, доказывал, что дух есть лишь высший продукт материи.

-3

Идеалисты считают, что первичными, изначальными являются духовные, идеальные явления по отношению к материальным, или иначе – сознание, дух определяет существование материальных явлений. Различают две разновидности идеализма – субъективный и объективный идеализм. Субъективные идеалисты за начальное, определяющее берут сознание человека, идеальное начало субъекта.

Представители:

 Беркли (английский епископ, философ, XVIII в.);

 Фихте (немецкий философ, XVIII - XIX вв.);

 Мах (австрийский физик, XIX в.);

 Гуссерль (немецкий философ, XIX - XX вв.) и др. феноменологи (XX в.);

 экзистенциалисты (немецкие, французские и др., ХХ в.).

Именно с Джорджа Беркли сторонников субъективного идеализма начали называть идеалистами (это сделали французские философы-просветители). Он утверждал, что весь мир есть совокупность человеческих ощущений (“ существовать значит быть воспринимаемым”). Для него материя – это ложное, абстрактное понятие. Чтобы уйти от солипсизма, признающего в мире существование сознания единственного человека, Беркли говорил, что источником согласованных ощущений (“идей”) всех людей является Бог.

-4

Родоначальником европейского объективного идеализма считают Платона, который полагал, что природно-человеческий мир является воплощением духовного мира образов – эйдосов: мир вещей подобен тени на белой стене, отбрасываемой пламенем свечи, – миром вечных идеальных сущностей. Объективный идеализм является философской основой религии, средневековые теологи на Западе и Востоке не раз ссылались на идеалистическую философию Платона и его последователей - неоплатоников.

В истории философии о различении материализма и идеализма, материалистов и идеалистов говорили Лейбниц, Беркли, французские просветители XVIII в., В.Соловьев, марксисты и др. Философы, признающие одно первоначало, называются монистами. Есть монистыматериалисты и монисты-идеалисты - это последовательные материалисты или идеалисты (например, Энгельс и Гегель).

Кроме них, существуют философы, которые считают, что в основе мира лежат два независимых друг от друга начала – это дуалисты. Представители дуализма:

 Декарт (французский математик и философ, XVII в.);

 Кант (немецкий ученый и философ, XVIII в.).

-5

Также выделяются плюралисты, признающие множество независимых первоначал (немецкий математик и философ XVII в. Г. Лейбниц, английский философ XX в. К.Поппер и др.).

Например, Готфрид Лейбниц создал «Монадологию» -учение, согласно которому мир образован бесконечным множеством духовных первоэлементов – монад. При решении второй стороны ОВФ философы делятся на гносеологических оптимистов, агностиков и скептиков. Гносеологические оптимисты – это философы, признающие принципиальную познаваемость мира и его законов

. Их большинство, к ним относятся все последовательные материалисты, а также многие идеалисты (среди них, например, Гегель).

Агностики – это философы, которые отрицают познаваемость мира и его законов. Как правило, среди них субъективные идеалисты (но не все).