Уже на первых этапах развития философии начинают формироваться собственно философские проблемы. В число первых вопросов, которые ставят философы относительно мира, входят такие: Почему существует этот мир? Почему вообще что-то существует? Почему существует нечто, а не ничто? Эти вопросы связаны с наиболее фундаментальной – исходной философской проблемой соотношения бытия и небытия. Дадим определение философским понятиям (категориям) "бытие" и "небытие".
Бытие:
1) существование чего-либо;
2) существующая реальность;
3) все реально существующее.
Бытие чего-либо означает существование чего-либо в составе, в связи с другими вещами, процессами мира, включенность в мир. Форма проявления бытия - нечто (вселенная, планета, животное, человек, мысль и др.). Бытию противостоит небытие.
Небытие:
1) отсутствие чего-либо;
2) несуществующая реальность;
3) все реально несуществующее.
Небытие – это то, чего нет, например, нерождение и смерть чего-либо. Форма проявления небытия – ничто. Разрушение, умирание, исчезновение предметов и явлений означает их переход из нечто в ничто.
Проблема отношения бытия и небытия в истории философии имела два принципиально противоположных решения. Это позволяет говорить о существовании двух различных философских парадигм:
1) философия бытия,
2) философия небытия.
Философия бытия решает исходную философскую проблему следующим образом: изначальным является бытие, небытие производно. При этом бытие может быть как материальным, так и духовным (идеальным). Крайних взглядов здесь придерживался древнегреческий философ Парменид(VI - V вв. до н.э.).
Он говорил: «Существует только бытие, небытия нет». В средневековье представители катафатического (положительного) богословия утверждали, что вечное абсолютное бытие – Бог. В марксистской философии признается существование относительного небытия, однако абсолютным является только бытие – материя. Общая формула философии бытия: “Из ничего не возникает нечто”. Подавляющее большинство философов стоит на позициях философии бытия.
Философия небытия исходную философскую проблему решает так: небытие порождает бытие. Крайней точкой зрения в этой парадигме является позиция философского нигилизма, который отрицает наличие бытия. Так, древнегречекий философ Горгий (V - IV вв. до н.э.) говорил: «Все существующее не существует». Индийский философ Нагарджуна (II в. н.э.) утверждал: «Весь мир есть пустота ("шунья")».
В средневековой философии сторонники апофатического (отрицательного) богословия отождествляли Божество и Ничто. В XX веке немецкий философэкзистенциалист Хайдеггер полагал, что основанием существования человека служит Ничто. Общая формула философии небытия: "Все из ничего"
Наряду с этим есть философы и учения, которые занимают промежуточное положение между указанными философскими парадигмами. Это, например, древнегреческий философДемокрит (V - IV вв. до н.э.), который считал, что основой всего является, с одной стороны, бытие - вещественные атомы, с другой стороны, небытие – пустое пространство.
В Древнем Китае философия даосизма говорит о том, что «бытие рождается из небытия, а небытие – из бытия». Немецкий философ Гегель (XVIII - XIX вв.) утверждал, что исходными являются две логические формы – категории «чистое бытие» и «ничто».