Очень часто незнание своих прав ведет к тому, что в магазине мы покорно выполняем требования охранников и продавцов, например, сдать сумку в камеру хранения или вовсе показать ее содержимое.
Какие же требования сотрудников магазина действительно незаконны и на что мы имеем право?
1. Охрана магазина не имеет право заставить сдать ваши личные вещи в камеру хранения. Согласно ст. 421 ГК РФ договор хранения является добровольным, принудить покупателя к его заключению нельзя. Единственное, о чем могут попросить вас сотрудники магазина, так как это упаковать ваши вещи в вакуумные пакеты, которые предоставляются самим магазином.
2. "За сохранность вещей магазин ответственности не несет" - ложь. Согласно ч.3 ст. 891 ГК РФ если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах. Ключ от камеры хранения в ваших руках уже подтверждает то, что был заключен договор безвозмездного хранения вещей.
3. Покупатель имеет право оплатить товар по цене указанной на ценнике. Если на кассе вдруг выяснилось, что товар стоит дороже, это не является надлежащей причины для оплаты товара по иной цене. Согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Ценник является публичной офертой, именно поэтому продавец обязан продать товар по той цене, которая была указана в нем.
4. Вы имеете право требовать сдачу, это не ваша проблема, что у продавца ее нет. Согласно п. 3.8.1 "Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (утв. Минфином РФ 30.08.1993 N 104) директор магазина обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями.
5. Вы имеете право отказаться от досмотра ваших личных вещей охранником. Таким правом обладают только сотрудники полиции. Однако стоит понимать, что охранник в случае, если сработает сигнализация рамок на входе или будет замечен факт кражи по камере видеонаблюдения, имеет право вызывать полицию, если вы откажетесь предоставить для досмотра личные вещи.
6. Вы имеете право отказать охраннику магазина с просьбой предъявить удостоверяющие личность документы. Такое право дано сотрудникам полиции и росгвардии. Превышение охранником своих полномочий может грозить ему уголовной ответственностью (ст. 203 УК РФ).
7. Вы имеете право не платить за неумышленный ущерб причиненный магазину. Например, если вы случайно корзинкой задели товар, который стоял на крою стеллажа в узком проходе* или если вы подскользнулись на влажном полу и упав что-то задели. Согласно ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели несет собственник, т.е. магазин. Главное, вам доказать, что гибель товара произошла не по вашей вине.
* между стеллажами должно быть не менее 1.4 метра (ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий»)
8. Вы имеете право требовать возмещения вреда за полученную вами травму на территории магазина. Например, если как указывалось выше, вы подскользнулись на мокром полу или на обледеневшем крыльце на входе в магазин. Главное, напишите о случившемся в книгу жалоб, возьмите пару телефонов свидетелей, которые оказались рядом, и зафиксируете полученные ушибы в травмпункте.
9. Вы имеете право вернуть в магазин товар ненадлежащего качества. Также вы можете потребовать его заменить, соразмерно уменьшить цену или устранить недостатки. Данное право закреплено в ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей".
10. Вы имеете право обменять / вернуть непродовольственный товар надлежащего качества в течение 14 дней, если он вам не подошел. Право закреплено в ст. 25 Закона РФ "О защите прав потребителей". Правда, есть исключения по товарам, с ними вы можете ознакомиться в предыдущей статье здесь.
Если сотрудники магазина нарушили ваши права, не забудьте сделать запись об этом в "Книгу жалоб и предложений", а также подать жалобу в Роспотребнадзор.