Мария Ялович, встретившая окончание войны в конце апреля в Каульдорвфе, вспоминает как впервые встретилась с Красной армией. Все свои воспоминания она надиктовала на пленку незадолго до своей кончины:
«Все с поднятыми руками вылезли из траншеи. Я только слегка подняла руки. Формально я была на стороне побежденных, но эмоционально на стороне победителей.
Первый русский которого я увидела был похож на монгола – на его лице был большой шрам. Я обняла его и поблагодарила за освобождение. Теперь я была свободна, и война для меня закончилась. В тот момент мне очень сильно хотелось плакать от радости и облегчения.»
Дом семьи Кох где временно проживала 24-летняя Мария систематически подвергался ограблению со стороны польских наемных работников. Это продолжалось то тех пор пока дом не взяли под контроль советские солдаты.
«Однажды в хижину Коха зашел большой и тучный русский. Он надел на себя плюшевую куртку госпожи Кох, постоял перед зеркалом, потоптался на месте и ушел. Мне показалось это смешным. Но господину Коху это не понравилось. «Да они воры!» - возмущался он.
«А ты, бл…дь, насильник, - подумала я – ты и такие как ты избрали Гитлера – он вместе с вами развязал войну, а вы повиновались его сумасшедшим лозунгам! А теперь ты возмущаешься из-за какой-то идиотской куртки!».
«Разумеется я промолчала и ничего ему не сказала. Через время в дом зашел другой солдат. Открывая дверцы шкафов он с серьезным видом поднимал руки вверх и говорил: «Освобождение!». Каждый раз, когда он что-то находил для себя он говорил: «Освобождение!». Это было настоящим представлением.
Затем он полез в подвал и начал «освобождать» компот который в банках был выстроен вдоль стены. Разбив несколько штук, он опять сказал: «Освобождение!». Внизу по полу бегали мыши, окрашенные в красно-компотный цвет. Мне было так смешно что я не могла удержаться от смеха. Зато господину Коху было не до смеха – он громко рыдал и злился от отчаяния. У меня было огромное желание ударить его кулаком в лицо».
Эти воспоминания были записаны ее сыном - всего 77 аудиокассет с ее голосом. В 1998 году Марии Ялович не стало – она скончалась в Берлине из-за продолжительной болезни. Впоследствии на основе ее воспоминаний была написана книга «Нелегалка» где подробно описывается история ее спасения.