Каждому виду искусства присуще свое специфическое воображение. Согласитесь, что фантазия композитора отличается о фантазии писателя, и оба они отличаются от того, что воображает скульптор или художник. И у актеров есть тоже свое воображение, довольно специфическое. Это не значит, что актер не может фантазировать и другими способами, но все-таки без актерского воображения актером быть невозможно.
Что же это такое и чем оно отличается от других видов? Актер, воображая, проигрывает выдуманные обстоятельства внутри себя. Он не создает картинку перед глазами (как это делает художник, например), а сам становится действующим лицом в своих фантазиях. Актер на сцене действует, а, значит, и в воображении он действует тоже, но не на самом деле.
Во время этого процесса актер не отделяет себя от персонажа, в своих мыслях он называет своего героя не в третьем лице, а в первом. Это всегда "я иду", "я говорю", "я реагирую", естественно, в выдуманных обстоятельствах, которые есть только в воображении актера. Он как бы сливается со своим образом сначала в голове, а потом уже и на сцене.
Актерское воображение очень сильно напоминает воображение ребенка, когда тот долго мечтает, прокручивая в голове свои поступки в роли космонавта или исследователя пещер. И при воплощении мечты в игру у актера происходят сходные с детскими внутренние процессы - навоображав себе что-то, он идет на сцену это играть. Так же как и фантазии ребенка завершаются реальной игрой.
За воображение актера отвечает то же качество, которое работает и у детей - наивная вера в возможность осуществления этих обстоятельств. Недаром деятельность актера называется детским словом "игра". Самое главное качество актера - наивность, другими словами, способность верить в правду вымысла.
Но есть еще одна специфика актерской фантазии. Воображение человека способно воспроизводить в мозгу впечатления создаваемые органами чувств. Художник, воображая, использует прежде всего зрительные образы, скульптор - осязательные, а композитор - слуховые. Актер же работает со всеми пятью органами чувств. Но главное не в этом, преобладают в актерском воображении мышечные реакции - любое действие включает в себя и психику, и физику. Поэтому, прокручивая в голове какую-то ситуацию со своим участием, актер обязательно приводит в действие свою мускульную память.
Когда человек воображает себя действующим каким-либо образом, то он представляет себе последовательность движений, мимики, жестов. Но на самом деле при взгляде со стороны такой человек остается неподвижным. Но это не до конца так - мышцы человека все равно работают, совершают этакие микродвижения, зародыши движений. А, значит, и то, что происходит в психике актера - микрочувства, зародыши чувств, намеки на реальную картинку. Которые потом полноценно "прорастают" в истинные движения и истинные чувства.