Найти тему
Наш край

Служение гомельских православных священников в период Первой мировой и гражданской воин

Оглавление

Составная часть богатого историко-культурного наследия Гомельской об­ласти — это не только 27 православных храмов, созданных в XVIII-XX вв. и занесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь [1, с. 234­310], но и большое количество недостаточно исследованных культовых памятников озна­ченного периода. Дореволюционная история гомельских церквей освещалась в документах НИАБ, ГАГО, Могилевских Епархиальных Ведомостей, Памятной книжке Могилёвской гу­бернии [2], а также фрагментарно в трудах Л. Виноградова [3], Ф. Жудро, И. Сербова, Д. Довгялло [4]. Этноконфессиональные процессы региона описаны в трудах Ал.Вл. Гурко и Ал.Викт. Гурко [5]. Гомельский историк О.Г. Ященко исследовала архивные материалы по истории церквей г. Гомеля [6]. Архитектурные особенности белорусских церквей исследуют академик А.И. Локотко[7] и В.Ф. Морозов [8], А.М. Кулагин [9], Ю.А. Чантурыя [10], осо­бенности церквей региона — И.Г. Малков [11], Е.Р. Маликов [12].

Значительную роль в освещение означенной темы привносит церковное краеведение. Выпускниками Минской духовной семинарии, возрожденной в 1989 году при Свято­Успенском Жировичском монастыре, написано более 30 работ, повествующих об истории благочиний, находившихся на территории современной Беларуси, из них только семь посвя­щены церковной истории Гомельщины, их создали Г. Прищепов[13], Г. Пшенко [14], Е. Но­вик [15], В. Дубяго [16], Р. Губаревич [17], В. Грень [18], Д. Шиленок [19], [20]. Следует от­метить, что две работы Д. Шиленка описывают другой период — 1920-30 гг. В 2017 г. вышла в свет книга преподавателя Минской Духовной Академии, доцента А.В. Слесарева «Матриролог Гомельской епархии» [21].

В 2013 г. при Гомельской епархии Белорусского Экзархата была создана ЦИК — Цер­ковно-историческая комиссия. На базе личных архивов ее сотрудников — С.В. Цыкунова, Е.Р. Маликова, Н.А. Шуканова, В.А. Потапова, Н.Н. Козловой, А.В. Ананьева, С.И. Буйнович, семьи Шестаковых — издаются книги по истории приходов региона. При поддержке гомель­ской епархии подготовлены к печати исследование А.В. Ананьева «История Скитковского монастыря»; серия книг С.В. Цыкунова «Исторические сведения о приходах Гомельской епархии», в апреле 2017 г. издан первый исторический блокнот [22]. В 2018 г. в серии «Духов­ное наследие Гомельщины», издано исследование С.В. Цыкунова и Н.Н. Козловой «Чонский монастырь. История и судьбы» [23]. Церковно-историческая комиссия полагает, что в отличие от российской историографии, белорусскими историками недостаточно исследована деятель­ность православного военного духовенства в годы революций и Первой мировой войны. Этот факт означен также в работах белорусских историков Э.В. Старостенко [24], [25], С.В. Сило­вой [12], А.В. Кащеева [26], что и обусловило цель работы: воссоздать деятельность представителей РПЦ в г. Гомеле и регионе в период Первой мировой и гражданской войн. Ввести в научный оборот материалы об истории Николаевской привокзальной церкви-вагона, семи церквей полевых запасных госпиталей Западного фронта, а также двух церквей при военном госпитале и временной церкви при «распределительном пункте»; также актуализировать име­на клириков, служивших одновременно в городских и военных церквях города.

Дореволюционная история православных церквей города. В 1914 г. 75 % (338 тыс. из 450 тыс.) населения Гомельского уезда были прихожанами РПЦ [2, с. 46-47]. В 1912 г. в Могилевской губернии (в которую входила восточная половина современной Гомельской области) насчитывалось 7 соборов, 791 церковь. Для сопоставления роли конфессий: служителей религиозных культов в регионе насчитывалось: православных священников — 2155, раввинов — 271, ксендзов — 113 [27, с. 157].

Согласно данным первых гомельских историков начала ХХ в. Л. Виноградова [3, с. 40], Ф. Жудро, И. Сербова, Д. Довгялло [4, с. 114], в 1900 г. в г. Гомеле богослужения осуществ­лялись в 11 православных церквях. Это:

а) девять городских: Петропавловский собор (1808-1824 гг.); Троицкая церковь (1828­1833 гг.); Александра Невского церковь в Ново-Белице (1850-1861 гг.); Николаевская церковь в Ново-Белице (1904 г.) (выявлено точное месторасположение) [28, с. 331], [29, с. 151];

б) из них пять домовых: церковь Вознесения Господня при духовном училище (1896 г.); церковь Иоанна Богослова и св. Елизаветы (1856 г.); церковь Александра Невского при городской тюрьме (1895 г.); Успенская Либаво-Роменская железнодорожная церковь (1901 г.); церковь Александра Невского при мужской гимназии (1898 г.);

в) две кладбищенские: Рождество-Богородицкая на Новиковском кладбище в конце Румянцевской улицы (1896 г.); Феодора Тирона на Ново-Белицком кладбище (1885 г.).

Однако, на основании изученных документов МЕВ, НИАБ, ГАГО, ГАООГО, докумен­тов Гомельской церковно-исторической комиссии следует дополнить названный список дей­ствующих до 1917 г. православных культовых зданий ещё четырьмя: Преображенская цер­ковь (1901-1907 гг., улица Замковая, 55). Георгиевская военная церковь (угол улиц Румян­цевской и Почтовой). Выявленные автором архивные документы конкретизируют дату по­стройки — 1905 г. [28, с. 332], [29, с. 152], в то время как предыдущие исследователи ошибоч­но указывали иные даты — 1900 г. [13, с. 66] и 1904 г. [30, с. 234]. Основателем церкви оши­бочно считали военных 160 полка, но на самом деле она была создана на средства государст­венной казны [31, л. 2]. Никольская привокзальная церковь (1904 г., улица Никольская, 4, в Залинейном районе города); Николаевская церковь в Волотове (1799-1805 гг., древнейшая в городе, располагавшаяся у старого русла р. Сож), не упоминается Ф. Жудро и Л. Виноградовым, очевидно, потому, что в данный период была малопосещаема прихожана­ми и временно закрыта в 1907 г. [13, с. 28], [12].

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!

В качестве культовых зданий следует учесть также часовню и усыпальницу князей Паскевичей (являющуюся в настоящее время объектом дворцово-паркового ансамбля) и ча­совню в честь царя Александра II (размещалась на современной площади Ленина, не сохра­нилась) [12], [13, с. 45]. В НИАБ были выявлены сведения о привокзальной часовне, постро­енной на средства Чёнковского монастыря и железнодорожных служащих [32, л. 146], [33, л. 162]. В часовне проходили послушание монахини этого монастыря [32, л. 215], в ней же состоятельные горожане Петрограда и Ирина Паскевич жертвовали для монастыря средства, конкретно для слепой послушницы Александры Евмененковой, в 1916-1917 гг. (по 50 руб.) [33, л. 156]. Таким образом, накануне Первой мировой войны в регионе функционировали 15 указанных церквей и 3 часовни [28, с. 332], [29, с. 153].

В годы Первой мировой войны на территории современной Беларуси дислоцирова­лись армии Западного фронта, находилось большое число войск, которые прикрывали Мос­ковское направление, находилась ставка Верховного Главнокомандующего, поэтому дейст­вовало много госпиталей. В г. Гомеле, наряду с указанными церквями, начали работать семь военных госпиталей: № 716, № 791, № 955, № 972, № 151 и Курский [34, л. 23], [35, л. 44]. При них часто имелись церкви, в которых трудились штатные священники. В Ведомстве Протопресвитора Военного и Морского Духовенства особое внимание уделяли работе воен­ных священников, были даже введены новые должности, разъясняющие клирикам их функ­ции в работе с военнослужащими. Главной заботой священника в армии была внекультовая и культовая деятельность: организация богослужений, молебнов и таинств.

Наиболее полная информация о временной церкви Гомельского военного госпиталя, дислоцированной в здании гинекологической больницы, содержится в выявленных метриче­ских книгах этой церкви. Она была построена С. Шабуневским на средства И. Паскевич, действовала с 3.10.1914 г. по 5.11.1916 г. Медперсонал и клирики ухаживали за больными и ранеными, уделяя большое значение поддержанию их духовного и эмоционального состоя­ния, необходимого для выздоровления, тем самым облегчали их страдания. Основную часть обрядов отпевания и погребения православных воинов совершал священник Георгий Тиховский, который обобщал сведения о проводимых обрядах.

Треб было много и Г. Тиховскому сослужили известные гомельские священники: Па­вел Гинтовт, священник Гомельского военного распределительного пункта [36, л. 3, 10-40, 161(б), 162, 218-226, 235-241], [21, с. 5]; Владимир Бутумо (священник Успенской Либаво-Роменской железно-дорожной церкви и настоятель Никольской церкви [21, с. 19], [36, л. 11, 30, 36, л. 146-148, 159-160]; Стефан Цитович, представитель церковной династии, священ­ник тюремной церкви Александра Невского [36, л. 356], гарнизонный благочинный г. Гоме­ля, протоирей Василий Нименский[36, л. 60, 119, 241]. Также задокументированы четыре священника Троицкой церкви: Феодор Страдомский [36, л. 220-221, 232-233]; Андрей Трусевич [36, л. 224-225, 234-236, 240]; Павел Карнажицкий [36, л. 238, 240, 242-244]; Иоанн Розмаинский [36, л. 97, 101, 194, 222, 236, 238], [36, л. 211(б), 219], [37, л. 29].

Архивные материалы сохранили обстоятельные сведения о полевых запасных госпита­лях Западного фронта № 209, 288, 297, 302, 315, 436, дислоцированных на территории Гомельщины; также сохранена информация о служивших в церквях при госпиталях клириках, представленных в таблице. Ее анализ позволяет выявить фамилии священников, служивших одновременно в городских и военных церквях города (в таблице выделены жирным шрифтом).

В означенных госпиталях сослужили также известные гомельские священники: благо­чинный Гомельских городских церквей Павел Левашов [36, л. 230-232, 239], [38, л. 29] и на­стоятель Петропавловского собора, протоиерей Александр Зыков [36, л. 222-223, 237-238]. Особо следует отметить труд клириков, одновременно задействованных в требах в военном госпитале и в полевых церквях: А. Богоевский[36, л. 159, 239]; В. Занкевич [36, л. 156, 232]; Н. Шиманский [36, л. 160, 252]; Н. Знаменский и А. Шавельский [36, л. 130, 139, 220, 232]. К ним же следует отнести деятельность иеромонахов Анатолия (священника 279 госпиталя), Алексея, Самуила, Иосафа [36, л. 160, 221, 252]; полковых священников А. Гутаревича и К. Пилинкевича [36, л. 136, 159, 209]; иеромонаха третьего Крестовоздвиженского полка о. Нифонта, который также возглавлял тыловой эвакуационный пункт [36, л. 147-148, 239(а), 257(а)]; Георгия Бардиона [36, л. 63-104], служившего и в Петропавловском Соборе. Следует упомянуть С. Цитовича, в служении церкви полевого запасного госпиталя № 288 он упоми­нается неоднократно [36, л. 228-230, 234, 237]. Также учтены 4 вышеуказанных священника Троицкой церкви, в частности Иоанн Розмаинский священник Троицкой церкви [39, л. 84]. Он служил также полковым священником в 288 госпитале.

Продолжение читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.