Составная часть богатого историко-культурного наследия Гомельской области — это не только 27 православных храмов, созданных в XVIII-XX вв. и занесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь [1, с. 234310], но и большое количество недостаточно исследованных культовых памятников означенного периода. Дореволюционная история гомельских церквей освещалась в документах НИАБ, ГАГО, Могилевских Епархиальных Ведомостей, Памятной книжке Могилёвской губернии [2], а также фрагментарно в трудах Л. Виноградова [3], Ф. Жудро, И. Сербова, Д. Довгялло [4]. Этноконфессиональные процессы региона описаны в трудах Ал.Вл. Гурко и Ал.Викт. Гурко [5]. Гомельский историк О.Г. Ященко исследовала архивные материалы по истории церквей г. Гомеля [6]. Архитектурные особенности белорусских церквей исследуют академик А.И. Локотко[7] и В.Ф. Морозов [8], А.М. Кулагин [9], Ю.А. Чантурыя [10], особенности церквей региона — И.Г. Малков [11], Е.Р. Маликов [12].
Значительную роль в освещение означенной темы привносит церковное краеведение. Выпускниками Минской духовной семинарии, возрожденной в 1989 году при СвятоУспенском Жировичском монастыре, написано более 30 работ, повествующих об истории благочиний, находившихся на территории современной Беларуси, из них только семь посвящены церковной истории Гомельщины, их создали Г. Прищепов[13], Г. Пшенко [14], Е. Новик [15], В. Дубяго [16], Р. Губаревич [17], В. Грень [18], Д. Шиленок [19], [20]. Следует отметить, что две работы Д. Шиленка описывают другой период — 1920-30 гг. В 2017 г. вышла в свет книга преподавателя Минской Духовной Академии, доцента А.В. Слесарева «Матриролог Гомельской епархии» [21].
В 2013 г. при Гомельской епархии Белорусского Экзархата была создана ЦИК — Церковно-историческая комиссия. На базе личных архивов ее сотрудников — С.В. Цыкунова, Е.Р. Маликова, Н.А. Шуканова, В.А. Потапова, Н.Н. Козловой, А.В. Ананьева, С.И. Буйнович, семьи Шестаковых — издаются книги по истории приходов региона. При поддержке гомельской епархии подготовлены к печати исследование А.В. Ананьева «История Скитковского монастыря»; серия книг С.В. Цыкунова «Исторические сведения о приходах Гомельской епархии», в апреле 2017 г. издан первый исторический блокнот [22]. В 2018 г. в серии «Духовное наследие Гомельщины», издано исследование С.В. Цыкунова и Н.Н. Козловой «Чонский монастырь. История и судьбы» [23]. Церковно-историческая комиссия полагает, что в отличие от российской историографии, белорусскими историками недостаточно исследована деятельность православного военного духовенства в годы революций и Первой мировой войны. Этот факт означен также в работах белорусских историков Э.В. Старостенко [24], [25], С.В. Силовой [12], А.В. Кащеева [26], что и обусловило цель работы: воссоздать деятельность представителей РПЦ в г. Гомеле и регионе в период Первой мировой и гражданской войн. Ввести в научный оборот материалы об истории Николаевской привокзальной церкви-вагона, семи церквей полевых запасных госпиталей Западного фронта, а также двух церквей при военном госпитале и временной церкви при «распределительном пункте»; также актуализировать имена клириков, служивших одновременно в городских и военных церквях города.
Дореволюционная история православных церквей города. В 1914 г. 75 % (338 тыс. из 450 тыс.) населения Гомельского уезда были прихожанами РПЦ [2, с. 46-47]. В 1912 г. в Могилевской губернии (в которую входила восточная половина современной Гомельской области) насчитывалось 7 соборов, 791 церковь. Для сопоставления роли конфессий: служителей религиозных культов в регионе насчитывалось: православных священников — 2155, раввинов — 271, ксендзов — 113 [27, с. 157].
Согласно данным первых гомельских историков начала ХХ в. Л. Виноградова [3, с. 40], Ф. Жудро, И. Сербова, Д. Довгялло [4, с. 114], в 1900 г. в г. Гомеле богослужения осуществлялись в 11 православных церквях. Это:
а) девять городских: Петропавловский собор (1808-1824 гг.); Троицкая церковь (18281833 гг.); Александра Невского церковь в Ново-Белице (1850-1861 гг.); Николаевская церковь в Ново-Белице (1904 г.) (выявлено точное месторасположение) [28, с. 331], [29, с. 151];
б) из них пять домовых: церковь Вознесения Господня при духовном училище (1896 г.); церковь Иоанна Богослова и св. Елизаветы (1856 г.); церковь Александра Невского при городской тюрьме (1895 г.); Успенская Либаво-Роменская железнодорожная церковь (1901 г.); церковь Александра Невского при мужской гимназии (1898 г.);
в) две кладбищенские: Рождество-Богородицкая на Новиковском кладбище в конце Румянцевской улицы (1896 г.); Феодора Тирона на Ново-Белицком кладбище (1885 г.).
Однако, на основании изученных документов МЕВ, НИАБ, ГАГО, ГАООГО, документов Гомельской церковно-исторической комиссии следует дополнить названный список действующих до 1917 г. православных культовых зданий ещё четырьмя: Преображенская церковь (1901-1907 гг., улица Замковая, 55). Георгиевская военная церковь (угол улиц Румянцевской и Почтовой). Выявленные автором архивные документы конкретизируют дату постройки — 1905 г. [28, с. 332], [29, с. 152], в то время как предыдущие исследователи ошибочно указывали иные даты — 1900 г. [13, с. 66] и 1904 г. [30, с. 234]. Основателем церкви ошибочно считали военных 160 полка, но на самом деле она была создана на средства государственной казны [31, л. 2]. Никольская привокзальная церковь (1904 г., улица Никольская, 4, в Залинейном районе города); Николаевская церковь в Волотове (1799-1805 гг., древнейшая в городе, располагавшаяся у старого русла р. Сож), не упоминается Ф. Жудро и Л. Виноградовым, очевидно, потому, что в данный период была малопосещаема прихожанами и временно закрыта в 1907 г. [13, с. 28], [12].
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!
В качестве культовых зданий следует учесть также часовню и усыпальницу князей Паскевичей (являющуюся в настоящее время объектом дворцово-паркового ансамбля) и часовню в честь царя Александра II (размещалась на современной площади Ленина, не сохранилась) [12], [13, с. 45]. В НИАБ были выявлены сведения о привокзальной часовне, построенной на средства Чёнковского монастыря и железнодорожных служащих [32, л. 146], [33, л. 162]. В часовне проходили послушание монахини этого монастыря [32, л. 215], в ней же состоятельные горожане Петрограда и Ирина Паскевич жертвовали для монастыря средства, конкретно для слепой послушницы Александры Евмененковой, в 1916-1917 гг. (по 50 руб.) [33, л. 156]. Таким образом, накануне Первой мировой войны в регионе функционировали 15 указанных церквей и 3 часовни [28, с. 332], [29, с. 153].
В годы Первой мировой войны на территории современной Беларуси дислоцировались армии Западного фронта, находилось большое число войск, которые прикрывали Московское направление, находилась ставка Верховного Главнокомандующего, поэтому действовало много госпиталей. В г. Гомеле, наряду с указанными церквями, начали работать семь военных госпиталей: № 716, № 791, № 955, № 972, № 151 и Курский [34, л. 23], [35, л. 44]. При них часто имелись церкви, в которых трудились штатные священники. В Ведомстве Протопресвитора Военного и Морского Духовенства особое внимание уделяли работе военных священников, были даже введены новые должности, разъясняющие клирикам их функции в работе с военнослужащими. Главной заботой священника в армии была внекультовая и культовая деятельность: организация богослужений, молебнов и таинств.
Наиболее полная информация о временной церкви Гомельского военного госпиталя, дислоцированной в здании гинекологической больницы, содержится в выявленных метрических книгах этой церкви. Она была построена С. Шабуневским на средства И. Паскевич, действовала с 3.10.1914 г. по 5.11.1916 г. Медперсонал и клирики ухаживали за больными и ранеными, уделяя большое значение поддержанию их духовного и эмоционального состояния, необходимого для выздоровления, тем самым облегчали их страдания. Основную часть обрядов отпевания и погребения православных воинов совершал священник Георгий Тиховский, который обобщал сведения о проводимых обрядах.
Треб было много и Г. Тиховскому сослужили известные гомельские священники: Павел Гинтовт, священник Гомельского военного распределительного пункта [36, л. 3, 10-40, 161(б), 162, 218-226, 235-241], [21, с. 5]; Владимир Бутумо (священник Успенской Либаво-Роменской железно-дорожной церкви и настоятель Никольской церкви [21, с. 19], [36, л. 11, 30, 36, л. 146-148, 159-160]; Стефан Цитович, представитель церковной династии, священник тюремной церкви Александра Невского [36, л. 356], гарнизонный благочинный г. Гомеля, протоирей Василий Нименский[36, л. 60, 119, 241]. Также задокументированы четыре священника Троицкой церкви: Феодор Страдомский [36, л. 220-221, 232-233]; Андрей Трусевич [36, л. 224-225, 234-236, 240]; Павел Карнажицкий [36, л. 238, 240, 242-244]; Иоанн Розмаинский [36, л. 97, 101, 194, 222, 236, 238], [36, л. 211(б), 219], [37, л. 29].
Архивные материалы сохранили обстоятельные сведения о полевых запасных госпиталях Западного фронта № 209, 288, 297, 302, 315, 436, дислоцированных на территории Гомельщины; также сохранена информация о служивших в церквях при госпиталях клириках, представленных в таблице. Ее анализ позволяет выявить фамилии священников, служивших одновременно в городских и военных церквях города (в таблице выделены жирным шрифтом).
В означенных госпиталях сослужили также известные гомельские священники: благочинный Гомельских городских церквей Павел Левашов [36, л. 230-232, 239], [38, л. 29] и настоятель Петропавловского собора, протоиерей Александр Зыков [36, л. 222-223, 237-238]. Особо следует отметить труд клириков, одновременно задействованных в требах в военном госпитале и в полевых церквях: А. Богоевский[36, л. 159, 239]; В. Занкевич [36, л. 156, 232]; Н. Шиманский [36, л. 160, 252]; Н. Знаменский и А. Шавельский [36, л. 130, 139, 220, 232]. К ним же следует отнести деятельность иеромонахов Анатолия (священника 279 госпиталя), Алексея, Самуила, Иосафа [36, л. 160, 221, 252]; полковых священников А. Гутаревича и К. Пилинкевича [36, л. 136, 159, 209]; иеромонаха третьего Крестовоздвиженского полка о. Нифонта, который также возглавлял тыловой эвакуационный пункт [36, л. 147-148, 239(а), 257(а)]; Георгия Бардиона [36, л. 63-104], служившего и в Петропавловском Соборе. Следует упомянуть С. Цитовича, в служении церкви полевого запасного госпиталя № 288 он упоминается неоднократно [36, л. 228-230, 234, 237]. Также учтены 4 вышеуказанных священника Троицкой церкви, в частности Иоанн Розмаинский священник Троицкой церкви [39, л. 84]. Он служил также полковым священником в 288 госпитале.