Найти в Дзене
Books & Reviews

Нетипичный поступок уральских олигархов: выставка икон Святой Екатерины

Обычно уральские промышленники из списка Forbes выступают с дикими предложениями, от которых на ушах стоит весь мир, как в тот раз, когда они предлагали построить храм в акватории городского пруда. Но жители Екатеринбурга не сдались и отстояли право на то, что пруд не место для постройки храмов. Идея построить храм у медных олигархов не пропала, но хотя бы выбрали другое место. Это уже успех в нынешних-то реалиях.

Собор Святой Екатерины, который был взорван большевиками, и городской пруд. Фото - конец XIX , второе 1920-е
Собор Святой Екатерины, который был взорван большевиками, и городской пруд. Фото - конец XIX , второе 1920-е

Желание крупного уральского бизнеса сделать что-то такое, что считалось бы делом богоугодным, не пропало. И они сделали поступок, который выходит за рамки их обычного китчеватого поведения. Они через свой "Фонд Святой Екатерины" сделали 2 важные вещи : собрали в городе уникальную экспозицию икон Святой Великомученицы Екатерины и стряхнули нафталин с запасников Екатеринбургского Музея Изобразительного Искусства (ЕМИИ), открыв постоянную выставку Невьянской иконописи.

-2
Впервые за последние восемь лет в Екатеринбургском музее изобразительных искусств восстановлена постоянная экспозиция иконописи. В ее новой версии представлены лучшие образцы иконописи горнозаводского Урала – «золотой век» невьянской иконы. Предшественником создания этой экспозиции стал выставочный проект, посвященный одной из самых прославленных династий – иконописцев Богатыревых. Во многом благодаря своим иконописцам Невьянск превратился в важнейший художественный и ремесленный центр с мастерскими, имеющими собственный стиль и отличительные черты.

Все это сделано под эгидой празднования грядущего юбилея Екатеринбурга, которому должно исполниться 300 лет в 2023 году. Привязка так себе, так как ни в одном городе настолько заранее не начинают торжества.

Идея создания постоянной экспозиции Невьянских икон была на плаву. Успех "Музея Невьянской иконы" Евгения Ройзмана показал, насколько подобная тема может быть интересной для туристов и жителей города. Как оказалось, в ЕМИИ в запасниках хранились десятки икон Невьянской школы, но их состояние и возможности музея не позволяли их экспонировать. За этим то и понадобились олигархи. Теперь в ЕМЕИ 3 зала новые красивые, а все остальное пространство занимаем классика, как в любом региональном художественном музее. Надо еще повод придумывать, подо что и эти залы можно отремонтировать и сделать предметы интересными для экспонирования.

На мой дилетантский взгляд, логичнее было бы передать иконы в музей Ройзмана, но на такое ни олигархи, ни муниципальный музей пойти не могли по многим причинам - от личной небольшой любви до бюрократической волокиты. Да, и передай музей эти иконы Ройзману, общественного резонанса для "Фонда Святой Екатерины" не возникло бы. Лавры бы достались экс-мэру города.

Но как бы-то ни было, в городе появилось 2 новые выставки, которые я с большим интересом посетил в зимние каникулы.

Давайте вместе посмотрим на то, что в них экспонируется.

Выставка «Святая Великомученица Екатерина. Избранные произведения из музейных и частных собраний»

Икона "Святая Великомученица Екатерина" из собрания ЕМИИ Икона написна неизвестным автором по оригинальному произведению Владимира Боровиковского (1757-1825)
Икона "Святая Великомученица Екатерина" из собрания ЕМИИ Икона написна неизвестным автором по оригинальному произведению Владимира Боровиковского (1757-1825)
В экспозиции представлено около 40 произведений русского искусства XVII – начала XX века, связанных с образом Великомученицы. В экспозицию включены экспонаты из шести музеев России: Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Московского музея русской иконы, Ярославского художественного музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», Музея военной техники Уральской горно-металлургической компании. Первоклассные произведения поступили на выставку из московских частных собраний Вячеслава Момота, Сергея и Татьяны Подстаницких, антикварного салона «Оранта» и екатеринбургского коллекционера Алексея Тимощука, иконная коллекция которого целиком посвящена Святой Екатерине.
На Руси изображения Великомученицы Екатерины известны с домонгольского времени. Распространение образов в конце XV – начале XVI века, вероятно, было связано с ее особым почитанием царем Иоанном III и его супругой Софьей Палеолог, мать которой носила имя Святой Екатерины.
На Руси изображения Великомученицы Екатерины известны с домонгольского времени. Распространение образов в конце XV – начале XVI века, вероятно, было связано с ее особым почитанием царем Иоанном III и его супругой Софьей Палеолог, мать которой носила имя Святой Екатерины.

Своего наивысшего расцвета почитание образов Святой Екатерины достигло к XVII-XVIII столетиям вместе с распространением имени среди правящей династии и аристократии. В 1658 году имя Екатерины получила дочь царя Алексея Михайловича.

Святая Великомученица Екатерина с житием в 16 клеймах, Середина - третья четверть XVII века
Святая Великомученица Екатерина с житием в 16 клеймах, Середина - третья четверть XVII века

Описание "клейм"
Описание "клейм"

Экспозиция Невьянской иконописи в ЕМИИ

-7
-8
-9
-10

Выставка икон Святой Екатерины продлится до 17 марта 2019 года. Успевайте.

И в качестве PS хочу показать Вам павильон из каслинского литья, который постоянно экспонируется в ЕМИИ. Невероятная красота! Если соберетесь в музей, то мимо него пройти невозможно.

"Павильон был создан по проекту талантливого архитектора из Санкт-Петербурга Евгения Евгеньевича Баумгартена к началу Всемирной выставки в Париже 1900 г. и представлен на ней в качестве выставочной витрины заводов Кыштымского горного округа, в состав которых на рубеже веков входил Каслинский чугунолитейный завод. Самые лучшие заводские мастера изготовили свыше 1500 чугунных деталей, из которых состоит павильон", - "Наш Урал".
"Павильон был создан по проекту талантливого архитектора из Санкт-Петербурга Евгения Евгеньевича Баумгартена к началу Всемирной выставки в Париже 1900 г. и представлен на ней в качестве выставочной витрины заводов Кыштымского горного округа, в состав которых на рубеже веков входил Каслинский чугунолитейный завод. Самые лучшие заводские мастера изготовили свыше 1500 чугунных деталей, из которых состоит павильон", - "Наш Урал".

Подписывайтесь на канал!