Цирк на Фонтанке, он же Большой Санкт-Петербургский государственный цирк открылся 7 января 1878 года по новому стилю (26 декабря 1877 года - по старому) и стал первым настоящим цирком в России.
Заезжие иностранцы привозили цирковые представления в страну с конца XVIII века, у Симеоновского моста даже построили деревянное здание для Олимпического цирка француза Жака Турниера. Теснота и холод помещений не смущали любителей цирковых номеров - они валили на представления толпами.
Временные арены выстраивались в Петербурге и для трупп Луи Сулье, Александра Гверры, Жюля Лежара. К середине XIX века цирк стал таким популярным способом проведения досуга, что на номера, как раньше на спектакли или книги, стали писать критические статьи. Кстати, в написании таких засветились даже Некрасов с Тургеневым.
Самым модным цирком города к 60-м годам XIX века стал цирк Карла Гинне у Михайловского манежа. К 1869 году в Петербург приехал с семьей его родственник Гаэтано Чинизелли. И именно он стал "отцом" современного российского цирка.
Чинизелли получил в долгосрочную аренду землю у Фонтанки рядом с Симеоновским мостом и возвел там первый каменный цирк. Он стал называться Цирком Чинизелли. Строилось здание по проекту архитектора Василия Кенеля.
Масштабы цирка, роскошь его внутреннего убранства - зеркала, хрусталь и бархат, размах представлений на арене не имели по тем временам аналогов и приводили в восторг зрителей. А зрители в те времена в цирк ходили богатые и успешные.
Так как цирковые преставления XIX века в основном состояли из конных номеров, то в Цирк Чинизелли захаживали офицеры. Всего цирк вмещал 1 тыс. 200 сидячих зрителей и всего 5 тыс вместе со стоячими.
Гаэтано Чинизелли умер в Санкт-Петербурге 4 октября 1881 года. До последнего своего дня он занимался дрессировкой лошадей. Популярность основателя цирка на Фонтанке была так высока, что хоронили его на Смоленском кладбище с военным оркестром и почестями. А за гробом великого Чинизелли старший сын вел его любимую лошадь.
После смерти Гаэтано Чинизелли руководить цирком стал как раз этот самый старший сын - Андреа, затем средний - Сципионе. Но после революции цирк перестал принадлежать семье Чинизелли. Сципионе вернулся в Италию.
Ленинградский цирк в советские времена возродил другой итальянец - Вильямс Труцци, потомственный циркач, наездник и дрессировщик.
Читайте также:
Как в Ленобласти взлетел первый в России самолет
Петербургские ученые нашли кладезь энергии в пирамиде Хеопса