Что делать, если в поединке с ленью вашего отпрыска вы проигрываете с нулевым счётом? Как сделать так, чтобы без лишних нотаций ваш ребёнок с радостью делал то, что от него просят родители? Как без детских слёз заставить маленького человека подчиняться? Прежде всего, всем нам надо отойти от общих представлениях о детях и понять, что люди в детском возрасте - это маленький народец, у которого совсем другие ценности, чем у взрослых людей. Дети похожи на щенков (в хорошем смысле слова), готовых с утра до ночи играть и познавать мир. Такие вещи как деньги до определённого момента для них вообще не играют большой роли и, скажем прямо, не являются правильным стимулом к действию.
Но, всё равно, рано или поздно приходит пора отвлечь наших чад от игрушек и попросить их помочь нам по дому - вынести мусорное ведро, выгулять собачку и т.п. В ответ мы часто слышим их протест в разных вариациях типа: - Не хочу! Не буду! Я потом это сделаю!... Поэтому нужно воздействовать на ребёнка на языке, который ему понятен - на языке игры. Но не это главное - бывает, что и этот подход мало помогает. Вот теперь поговорим о самом главном - вы обязательно должны понимать, что у ребёнка всегда ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫБОР! Приведу собственный пример:
Однажды я понял, что мне осточертело просить, приказывать, воздействовать методом запрещения на 8-летнего Димку, ибо толку от всего этого было мало. Мальчишка всегда умел виртуозно отвертеться и ничего с этим поделать было нельзя. И вот, наконец-то, я понял, что нужно делать!
Посадив сына на колени, я издали завёл разговор о том, как плохо бывает, когда взрослые ругают детей. Димка простодушно со мной соглашался. Про справедливость мы с ним тоже поговорили. Разве правильно устроен мир, если у детей нет выбора, когда их заставляют что-либо делать? Конечно, конечно соглашался Митяй. Я, со своей стороны, пообещал, что отныне всегда буду предоставлять ему право выбора. Тут же, чтобы закрепить сказанное, я попросил Диму собрать яблоки под деревом. Мальчишка сразу нахмурился и включил все свои навыки, чтобы отлынить от работы. -"Хорошо, Дим. Помнишь о чём мы только что говорили? Мы говорили о праве человека на выбор! Поэтому, если не хочешь собрать ведро яблок, пойди и прорви всю траву во дворе нашего дома"................. В итоге через 10 минут все яблоки были без понуканий собраны, а осчастливленный такой быстрой развязкой 8-летний человек побежал с моего разрешения на улицу к сверстникам. С тех пор так и пошло-поехало. Теперь, если мне нужно было чтобы сын сделал дело, я всегда ставил перед ним две неравнозначные задачи. Одна из них была та, что нужна мне, другая - непосильная для того, чтобы у сына был выбор. Естественно он с радостью выполнял ту задачу, что была попроще, не догадываясь, что она и была главной. Прошли годы. Сын стал военным. Женился. Всё у него хорошо. Теперь при встречах оба тепло вспоминаем и смеёмся над моими хитростями его воспитания.....