Найти тему
Artfragment

Феминизм, закорючки и немного интима

В новый год — с новыми арт-планами. Мы решили каждый месяц рассказывать о заметных выставках, проходящих по всему миру. В выпуске первом — январь. А вместе с ним ретроспективы Леже и Джакометти, работы о месте женщины в искусстве главной арт-феминистки Джуди Чикаго и истории влюбленных друг в друга и в авангард модернистских пар. Начинаем.

Что: «Фернан Леже. Новые времена, новые удовольствия»

Где: Тейт Ливерпуль

Когда: до 17 марта 

«Строители с веревкой», 1950.
«Строители с веревкой», 1950.

Французского художника Фернана Леже часто относят к кубистам, хотя сам себя он называл реалистом в вопросах цвета и экспериментатором с формой и композицией. Кроме того, Леже всегда стремился «шагать в ногу с эпохой», восхищался механизмами, машинами, новыми скоростями. Он хотел все это отразить в своих работах. Так что на них абстрактно, но при этом узнаваемо возникали авиационные моторы, винты, светофоры и рекламные вывески, а еще, конечно, строители нового мира.

«Три женщины на красном фоне», 1927.
«Три женщины на красном фоне», 1927.

Художник много писал представителей рабочего класса, а сам был членом коммунистической партии. В Тейт Ливерпуль еще два месяца будет идти ретроспектива Фернана Леже — крупнейшая за последние 30 лет выставка художника в Британии. В музее собрали более сорока его работ: картины, фрески, монументальные панно и даже текстиль. На выставке также демонстрируют фильм «Механический балет». 16-минутную ленту Леже снял в 1924 году. Появление фильма (своего рода оды движению) ознаменовало рождение европейского киноавангарда. А сам художник говорил так: «Ошибкой в живописи является сюжет. Ошибка кино — сценарий». На выставке также представлены несколько работ Фернана Леже, созданные в соавторстве с архитекторами Ле Корбюзье и Шарлоттой Перриан.

«Две женщины с цветами», 1954.
«Две женщины с цветами», 1954.

Что: Джуди Чикаго «Расплата»

Где: Институт современного искусства Майами

Когда: до 21 апреля

«Birth Tear/Tear», 1984.
«Birth Tear/Tear», 1984.

Термин «феминистское искусство» родился в 1970-х. И его автором стала художница, писательница и, конечно, феминистка Джуди Чикаго. В 2018 году журнал Time включил ее в топ-100 самых влиятельных людей мира. Чикаго стала известна благодаря инсталляциям, посвященным роли женщины в истории искусства и культуры.

«Heaven is for White Men Only», 1973.
«Heaven is for White Men Only», 1973.

В ее ранних абстрактных работах угадывались мужские и женские гениталии, что шокировала публику. А прославилась Чикаго «Званным ужином». На создание работы ушло шесть лет и $250 тыс. Она представляла собой треугольный стол на 39 персон, каждое место за которым предназначалось одной из величайших женщин западной цивилизации. Стол был сервирован тарелками, на многих из которых имелись скульптурные изображения цветов или бабочек, символизирующих вагину. В этом году Джуди Чикаго исполнится 80 лет. И к дате Институт современного искусства Майами приурочил ее ретроспективу. В экспозицию вошла не только живопись и скульптура художницы, но также ее поздние абстрактные работы, вышивки и гобелены.

«Bigamy Hood», 1965.
«Bigamy Hood», 1965.

Что: Альберто Джакометти. Ретроспектива

Где: Музей Гуггенхайма в Бильбао

Когда: до 24 февраля

Альберто Джакометти, 1951.
Альберто Джакометти, 1951.

Альберто Джакометти — автор самой дорогой скульптуры в истории. Его «Указующий человек» в 2015 году на аукционе Christie’s был продан за $141,3 млн. На выставке в Музее Гуггенхайма в Бильбао представлено свыше 200 работ мастера, охватывающие четыре десятилетия его творчества. Он родился в Швейцарии в семье художника, а в 21 год переехал в Париж.

«Женщины Венеции», 1956.
«Женщины Венеции», 1956.

Там Джакометти снял крошечную студию неподалеку от вокзала Монпарнас, которую не поменял на более просторную даже тогда, когда пришли известность и достаток. Приверженность привычкам подтверждало и то, что одной из главных моделей Джакометти на протяжении всей жизни оставался его родной брат Диего.

«Мужские головы», 1959.
«Мужские головы», 1959.

Многие знают художника по его удлиненным фигурам. Но выставка показывает, что только по ним оценивать творчество Джакометти не стоит. Он экспериментировал с разными материалами: от дерева до мрамора и от гипса до бронзы. Художник увлекался лепкой голос и написанием портретов. Правда, рассказывают, что позирование ему было сущей мукой. Переделывать уже написанное место он мог десятки раз.

«Каролин, сидящая в полный рост», 1964-65.
«Каролин, сидящая в полный рост», 1964-65.

Что: «Модернистские пары: искусство, интим и авангард»

Где: Barbican Art Centre, Лондон

Когда: до 27 января

-11

Испепеляющая страсть, трепетная дружба, быстротечные романы и прожитая вместе жизнь. Любовные истории тех, чьи работы собрали в лондонском Barbican Art Centre, были разными. Так, в музее можно увидеть автопортреты Александра Родченко и Варвары Степановой. Мастера русского авангарда работали в одной стилистике, а про себя часто говорили, как про единое целое. «Мы создали новые представления о красоте и расширили само понятие искусства», — отмечал Родченко

-12

Максу Эрнсту хватило всего пары встреч, чтобы влюбиться в художницу Доротею Таннинг. В 1946 году они отправились в Голливуд, где сыграли двойную свадьбу со своими друзьями — Ман Рэем и Жюльет Браунер.

Пабло Пикассо, «Портрет Доры Маар», 1937.
Пабло Пикассо, «Портрет Доры Маар», 1937.

Что касается Пабло Пикассо, то он так и не сочетался браком со своей любовницей Дорой Маар. Хотя их роман длился девять лет. В истории искусства Маар осталась, как «плачущая женщина». Именно такой ее изобразил испанский художник.

Роланд Пенроуз, Lee Miller with a cast of her torso, 1940
Роланд Пенроуз, Lee Miller with a cast of her torso, 1940

На выставке «рассказаны» истории Сони и Робера Делоне, Фриды Кало и Диего Риверы, Габриэль Мюнтер и Василия Кандинского, Лили Брик и Владимира Маяковского и других влюбленных друг в друга и в авангард.

Что: Ретроспектива Жоана Миро

Где: Grand Palais, Париж

Когда: до 4 февраля

«Обнаженная женщина», 1918.
«Обнаженная женщина», 1918.

Чуть меньше месяца осталось идти в Париже ретроспективе испанского художника Жоана Миро. 25 декабря 2018 года исполнилось 125 лет со дня рождения абстракциониста. Кстати, именно Миро Анри Бретон называл «самым красивым пером на шляпе сюрреализма». На выставке во французской столице собрали более полутора сотен работ каталонца, охватывающие все периоды его творчества, Так, в Grand Palais выставлено полотно «Ферма».

-16

Ее за баснословную по тем временам сумму у Миро купил писатель Эрнест Хемингуэй. А позднее признавался, что не променяет ее ни на одну картину мира. Чем взрослее становился Миро, тем сильнее его живопись отдалялась от реальности. Порой ее даже сравнивали с детскими и первобытными рисунками. А сам художник в интервью признавался, что хочет «убить живопись». Примерно так он впрочем и сделал — отказался от традиционных методов и населил свои работы закорючками, странными насекомыми и яркими красками.

«Синий II», 1961.
«Синий II», 1961.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе, Лабиринте или Озоне.