Найти тему
Michael Leitstern

Как платят актерам "у них" и у нас

Почему российское кино душевное, актеры играют не задумываясь о деньгах и авторы пишут сценарии, а не количество знаков.

Со съемок сериала "Метод". Константин Хабенский и Паулина Андреева
Со съемок сериала "Метод". Константин Хабенский и Паулина Андреева

Некоторое время назад мне пришлось тесно поработать с телеканалами ТНТ, 7ТВ и Россия. Соответственно, все очень повязано, а потому дружба с Мосфильмом не прошла мимо. Здесь-то и вскрылось тайное, непонятное деятелям искусства за бугром: почему их актеры летают на собственных Learjet и годы проводят в добровольных отпусках, а наши - пашут как лошади и умирают в нищите.

Начнем с того, что за бугром нет такого понятия, как "актер театра и кино". У них либо кино, либо театр. Как у Задорнова - ты не можешь быть специалистом по правой ноздре, если у тебя лицензия на лечение левой. В отличие от наших, которые умудряются слинять со съемочной площадки где-нибудь на краю Московской области, сыграть спектакль в "Современнике" и к полуночи вернуться к съемкам в кино. За океаном вообще волосы дыбом встают не столько от графика, сколько от самого факта такой многостаночности и способности так запоминать тексты сценариев.

А еще в Голливуде вряд ли удастся сыграть хотя бы эпизодическую роль, если ты не окончил профильный ВУЗ или, на худой конец, блатную театральную студию. Думаю, сколько у нас известных актеров, которые вообще к театру никакого отношения не имели до определенного времени - перечислять не стоит. Никулина, например, не взяли ни в ГИТИС ни во ВГИК с формулировкой "за отсутствием таланта".

Гонорары - вещь отдельная и особенно интересная. В России вообще не любят слово "гонорар". У нас предпочитают "вознаграждение". И вознаграждение это никак не зависит от того, в профсоюзе ты или нет, 50 лет в главной роли всех кассовых фильмов или еще студент ГИТИСа. От советского прошлого нам досталась т.н. "тарифная сетка". Из нее рассчитывается и денежная компенсация актерам.

В Голливуде, например, гонорар актёра зависит от того, состоит ли он в одном из трех крупнейших профсоюзов: Гильдии киноактёров США (SAG), Американской федерации актеров радио и телевидения (AFTRA) или же Актерская ассоциация за справедливость (Actors Equity Association). Фактически эти же профсоюзы и выступают агентами. Их актеры имеют определенную минимальную ставку, о которой профсоюз договаривается с работодателем артиста и которая обязательно должна быть указана в контракте. Формально, актер до самого конца даже не в курсе, куда его "вопхнут". А если откажется от "впиха" (например, сценарий не понравился) - его оштрафуют. Потому что сценарий он может прочесть только после подписания контракта, а отказ - это его расторжение в одностороннем порядке.

У нас актеры - вне зависимости от ранга - сами бегают на кастинги. Понятно, что в очередях со своим портфолио не стоят, зато наперед знают сколько они получат за съемки, каков график и могут получить сценарий "на дом". На принятие решения об участии в кастинге и вообще в съемках есть еще ворох факторов: наши могут запросить список других актеров, состав съемочной группы, место съемок... грубо говоря все, что за бугром считается предметом коммерческой тайны, а у нас, пожалуй, самым весомым аргументом для согласия или отказа. Вознаграждение стоит в конце этой цепочки.

Право сказать, сегодня кино-индустрия в России сильно переплелась с шоу-бизнесом. Во многом благодаря таким компаниям, как Comedy Club Production. В таких случаях (как, например, с фильмом "Елки" - полностью коммерческим продуктом) актеров приходится покупать, а бюджет все время плавающий. Поди купи шоу-мена вроде Урганта, у которого ставка вообще поминутная. Но и "плавающий бюджет" здесь не помеха, когда спонсорами и рекламодателями выступают банки, страховые компании и всевозможные водочные компании.

Однако же, "тарифную сетку", к счастью, никто не отменял, и во многом именно она спасает российский кинематограф от глобальной коммерциализации. Это единственное, что позволяет сегодня делать кино душевным, потому что наши актеры - играют, а не считают часы в переводе на доллары. Потому что наши сценаристы - пишут не количество знаков, а сценарии. Наши же операторы, монтажеры и post-production специалисты готовы жить в студии, в ущерб личной жизни ради искусства.

А еще только у нас в титрах существует такая жизненно-важная позиция, как "повар съемочной площадки" и "официант съемочной площадки". Не партнер, вроде KFC, доставляющий фаст-фуд, а какая-нибудь тетя Оля, которая действительно готовит еду на месте - будь то центр города или заснеженная тайга.