Найти в Дзене
Nimbl

Атака дронов в Гэтвике – разоблачение

Поражающее чудовищными несуразицами дело об отравлении Скрипалей, как оказалось, не является для Британии чем-то уникальным. Это иллюстрируется другим инцидентом, удивительно похожим на него масштабами огласки при отсутствии каких-либо твёрдых фактов. Итак, за шесть дней до католического Рождества, офицер службы безопасности второго крупнейшего британского аэропорта Гэтвик готовился сдать смену. Время шло уже к девяти вечера когда он заметил нечто необычное. Периметр в южной части аэропорта пересекли два крестообразных дрона, помигивающих огоньками. Служащий доложил об инциденте – и дерьмо попало в вентилятор. В следующие три дня около 1000 рейсов были отложены или перенаправлены в другие аэропорты, 140 тысяч пассажиров провели эти предпраздничные дни и ночи вповалку на чемоданах. Полиция фонтанировала активностью, арестовывая и отпуская людей, которые присоединяли свои жалобы о нарушении свободы личности к общему потоку нареканий терпящих неудобство путешественников. Youtube полон о

"Фоторобот" неуловимого гэтвикского дрона
"Фоторобот" неуловимого гэтвикского дрона

Поражающее чудовищными несуразицами дело об отравлении Скрипалей, как оказалось, не является для Британии чем-то уникальным. Это иллюстрируется другим инцидентом, удивительно похожим на него масштабами огласки при отсутствии каких-либо твёрдых фактов.

Итак, за шесть дней до католического Рождества, офицер службы безопасности второго крупнейшего британского аэропорта Гэтвик готовился сдать смену. Время шло уже к девяти вечера когда он заметил нечто необычное. Периметр в южной части аэропорта пересекли два крестообразных дрона, помигивающих огоньками.

Служащий доложил об инциденте – и дерьмо попало в вентилятор. В следующие три дня около 1000 рейсов были отложены или перенаправлены в другие аэропорты, 140 тысяч пассажиров провели эти предпраздничные дни и ночи вповалку на чемоданах. Полиция фонтанировала активностью, арестовывая и отпуская людей, которые присоединяли свои жалобы о нарушении свободы личности к общему потоку нареканий терпящих неудобство путешественников.

Youtube полон очень эмоциональных выступлений жильцов окружающих домов, озверевших от ломящихся в двери журналистов и от постоянных допросов. При этом, самое неприятное, по их словам, начиналось, если дознавателям удавалось уличить вас в складывании бумажных самолетиков в раннем детстве.

К аэропорту были стянуты спецвойска по борьбе с дронами, и это наконец дало результат, атаки злоумышленников пошли на убыль, и к концу недели жизнь в аэропорту вошла в нормальное русло. Хотя никаких гарантий того, что инцидент исчерпан, власти не дают.

Преступники не схвачены и награда за содействие в их задержании (на минутку, 50 тысяч фунтов стерлингов) так и осталась невостребованной. Полиция сообщила, что нашла два сломанных дрона, но что они не имеют отношения к этому случаю. Учитывая то, что выше сказано о параноидальной подозрительности «бобби», это гарантирует железобетонную их непричастность.

В общей сложности, СМИ рапортовали где-то о 200 случаях наблюдения дронов. При этом ни одного аутентичного снимка или видео никто в сети не нашёл. Все без исключения иллюстрации к шокирующим новостям о «дронгейте» в Гэтвике сделаны в Фотошопе.

Если это вам кажется недостаточно фантастичным, давайте немного подумаем рационально. Современные профессиональные дроны имеют время автономного полёта в лучшем случае 30 минут. Здесь речь не идёт о военных дронах или единичных экспериментальных разработках. Сколько же таких дронов нужно иметь, чтобы обеспечить барражирование в полётной зоне Гэтвика (напомню, они якобы летали парами) в течение более трёх десятков часов?

Максимум устойчивой работы дистанционного радиоуправления дронами в отсутствие препятствий составляет порядка 2 км для диапазона 2,4 ГГц. То есть, грузовик, набитый дронами, три дня болтался вплотную к аэропорту, с него взлетали и к нему возвращались квадрокоптеры не менее 250 раз, и он на полной мощности транслировал радиосигналы. И заполнившие окрестности спецвойска, вся полиция графств Суррей и Сассекс, вооружённые радиопеленгаторами (не говоря уже о толпах папарацци с телеобъективами), трое суток искали и так и не смогли его найти?!! Извините, но это не прокатывает даже как анекдот.

Последняя официальная новость была в предновогоднюю субботу. Главный констебль полиции Сассекса, Джайлз Йорк, заявил, что он абсолютно уверен, что дрон всё-таки был в Гэтвике. Не правда ли, впечатляющий результат недельного расследования всеми силами государства? И при этом, есть ещё отдельное мнение другого офицера, Джейсона Тингли: «остаётся вероятность того, что никакой активности дронов не было вообще».

Известны случаи, когда тревогу в Хитроу ошибочно поднимали, приняв за дрон полиэтиленовый пакет, а в Австралии – стаю летучих мышей. В случае же Гэтвика, как подсказывает Гардиан, наблюдатели вместо преступных дронов могли видеть находящиеся на вооружении спецподразделений дроны-перехватчики. Это, впрочем, не объясняет отсутствие фотоснимков.

Итак, что же все-таки там произошло? Этого я вам не скажу, но зато могу ответить на другой ключевой вопрос – зачем это произошло.

У дела Скрипалей причина политическая. Гэтвикский инцидент в эту же категорию отнести нельзя. Партия лейбористов сейчас рвёт в клочки репутацию консервативного правительства, которое якобы медлит с вводом строгих ограничений на применение дронов, но это лишь рефлекс стервятников, учуявших запах падали.

Подоплека этого дела, независимо от того был ли дрон или его не было, чисто экономическая.

В четверг 27 декабря, спустя неделю после начала «атаки дронов», консорциум владельцев Гэтвика объявил о продаже 50-процентной ставки в нём француской инфраструктурной и строительной фирме Vinci SA за 2,9 млрд фунтов (3,7 млрд долл.).

Этот консорциум в 2009 г. купил Гэтвик всего за 1,5 млрд фунтов, воспользовавшись охватившей рынок рецессией, которая вынудила правительство страны заставить Британские Авиалинии отказаться от монополии в юго-восточной Англии. Кажется, что на сделке с Vinci он здорово наварил, однако это не вполне так.

В августе аналитики GIP оценили потенциальную стоимость половинной доли Гэтвик в 10 размеров прибыли аэропорта до вычета налогов (EBITDA). За фискальный год, завершившийся в марте2018 г., EBITDA Гэтвика составила 411,2 млн фунтов. Это даёт ориентировочную сумму покупки – 4,1 млрд фунтов.

В конечном итоге выплачено было на 29% меньше. Эту внезапную экономию 1,2 млрд фунтов, наблюдатели напрямую связывают с инцидентом, ударившим по привлекательности аэропорта для потенциального инвестора. Инцидентом, столь удачно для Vinci случившимся на самой последней стадии переговоров с GIP.

Остаётся только восхищаться, насколько мастерски это было проделано. Но как именно был достигнут нужный эффект – имитацией дрона или чистой социальной инженерией – вряд ли мы когда-нибудь узнаем, как остаются неизвестными все обстоятельства убийства Кеннеди – ещё одно преступление, где абсолютно ясно Cui Prodest (лат. кому выгодно).