Для человека Средиземноморье - историческая область. Именно здесь, благодаря мягкому климату, зародилась европейская цивилизация. Море создало людям условия, в которых можно было не только думать о выживании, но и развиваться духовно и интеллектуально. Однако, в истории Средиземного моря было время когда рай превратился в настоящий ад.
Как известно, единственным местом, где Средиземное море соединяется с Мировым океаном, является Гибралтар - пролив, разделяющий современные Испанию и Марокко. Согласно современным оценкам, если перекрыть Гибралтар, то примерно за тысячу лет Средиземное море практически полностью высохнет. Именно это и произошло 6 миллионов лет назад. Произошедшее тогда очередное оледенение понизило уровень Мирового океана на 100-120 метров, что превратило пролив Гибралтар в перешеек. Средиземное море всего за тысячу лет превратилось в пустынную котловину четырёхкилометровой глубины, покрытую толстым слоем соли.
Всё живое в море вымерло. Небольшие сверхсолёные озёра не могли стать убежищем для живых существ. Более того, ничто живое не могло выжить в этой котловине. На глубинах в 4 километра температура достигала 80 градусов. Любое живое существо сдавливал бы столб атмосферы, в полтора раза превышающий нормальный. Вряд ли что-то могло выжить в таких условиях. Это была совершенно безжизненная, ослепительно белая от соли, пустыня.
Выглядело это примерно так:
У всей этой истории не менее эпичный и интересный финал. Очевидно, узкий Гибралтарский перешеек не мог бесконечно сдерживать воды Атлантики. Спустя 700 тысяч лет Гибралтар прорвало и образовался колоссальный водопад, высотой более километра. Расход воды был в тысячу раз больше чем у современной Амазонки. По некоторым расчётам уровень воды поднимался на 10 метров ежедневно! Всего за несколько месяцев воды Атлантики заполнили Средиземноморскую котловину.
Сейчас, через 5 миллионов лет, мы уже не чувствуем эхо древней катастрофы. Человеческий век настолько краток, что моря и горы кажутся нам чем-то незыблемым, но порой даже то, что видится нам постоянным, кардинально меняется.