Марианна ДАВЛЕТОВА
На Троицу у нас была такая традиция (в основном ее исполняла молодежь): ночью парни и девушки не спали, они хулиганили, были шуточные игры.
В этот день со всей России и даже из-за границы сюда в маленькую деревушку съезжаются родственники, чтобы почтить память тех, кого нет с нами. Знать свои корни полезно и нужно. Вот и у меня есть интересный рассказ — Александр Сергеевич указывает на могилу отца:
Мой дедушка родом из Чувашии. В нашем доме сохранились книги и даже детский учебник на чувашском языке. Но о культуре этого народа я почти ничего не знала.
Не так давно мне, уже не в первый раз, посчастливилось побывать на празднике Троица в чувашской деревне Шланлы Аурга-зинскго района. «Щимек» — так называется летнее торжество, посвященное поминовению усопших родственников.
Оно проходит через семь недель после Пасхи. В день перед Троицей местные жители идут на кладбище. Только вот плакать, грустить тут не принято. Женщины наряжаются в красивые платья, мужчины тоже не отстают — надевают праздничную одежду. Приготовленные заранее блюда — закуски, фрукты они берут с собой. Каждый должен положить на могилы всех родственников хотя бы по цветку.
Приходя на кладбище, я, как правило, испытываю сложные, тяжелые чувства, и картина веселья, ярких одежд поначалу смутила меня. Однако у чувашей существует поверье: в Троицу покойники встают из могил и наблюдают за живыми. Если веселимся, значит и им будет радость. Несмотря на то, что Троица христианский праздник, чуваши внесли в него элементы язычества.
— Почему мы так любим Троицу? — рассуждает Александр Сергеевич Семенов, заслуженный учитель профтехобразования РБ, почетный гражданин города Стерлитамака.
— Знаете, а ведь папы там нет, хотя на памятнике указано его имя (там выгравированы фамилии и имена мужа и жены)
— Как это? — удивляюсь я.
Александр Сергеевич смотрит вдаль.
— Мой отец похоронен на чужбине, погиб во время войны. Сейчас расскажу, как было дело. В 1936-37 гг. он участвовал в боях в Испании в составе интернациональной бригады. Об этом мы (наша семья) узнали только в 1994 году из архивной справки. Мой отец был награжден орденами Красной Звезды и Красного знамени, участвовал в танковых атаках на реке Харама и под городом Теруэлем. Возвратился в СССР в 1937 году. Затем он стал участником русско-финской войны, в августе 1941 года ушел добровольцем на фронт и не вернулся. Оказывается, он в 1942 г., раненый, попал в плен, бежал, оказался на территории Франции, где сражался в рядах бойцов французского сопротивления. В 1944 году небольшой отряд с заданием перешел немецкую границу в Шварцвальде. Отряд попал в засаду и был задержан. Фашисты построили отряд, вывели из строя каждого пятого и расстреляли. Мой отец был пятым. Об этом рассказал нам солдат, стоявший в строю четвертым. Но памятник для отца и матери я поставил общий, чтобы приходить сюда, чтобы вспоминать. Вот видите, у каждого своя история! Наши внуки приобщаются к культуре, становятся образованнее, благодаря Троице.
Зинаида Осипова, жительница деревни Манеево, которая с семьей тоже приехала на могилы родственников, рассказала о том, как раньше было принято справлять праздник:
— Сейчас многие традиции уходят в прошлое, но я с упоением вспоминаю, как проходил праздник раньше. Начинались гуляния так: из первого дома выходила наряженная девушка, она начинала петь песню, затем из второй избы выходила другая, и так постепенно мы толпой собирались и шли вдоль улиц, держались за руки, водили хороводы. Перед Троицей у нас была такая традиция (в основном ее исполняла молодежь): ночью парни и девушки не спали, они хулиганили, были шуточные игры. То корову из своего сарая в соседский загонят, то емкости с водой поменяют местами или вообще уберут. А еще незамужние девушки и парни прыгали через костер. Огонь высоко, разбежишься и прыгнешь, прямо дух захватывает. Считалось, что тот, кто не испугался и перепрыгнул, удачно выйдет замуж! Перепрыгивали все, конечно, жертв не было. По поверью пламя обладает колдовской силой — от сглаза и дурного взгляда спасает, восстанавливает энергию.
Символом Троицы является береза, поэтому мы ходили в лес и собирали там ветки этого дерева. Нужно было обязательно составить себе веник из трав и попариться им в бане! Существовал также обычай облачаться в национальные костюмы, петь песни, сейчас редко можно встретить такое. Люди уже заняты другими делами, спешат, торопятся. Но основные традиции все же соблюдают! Как и прежде, мы заранее готовим блюда и закуски. Это блины, пирожки с луком, сладости — баурсак, хворост, обязательно фрукты, ягоды. У нас принято оставлять на каждой могиле печенье, конфеты, чтобы на том свете нашим родным было сладко!
Трудно передать словами все ощущения, которые остались у меня после посещения праздника. Вот тут, стоя на кладбище, я увидела людей, хранящих традиции. Как живут горожане? Часто берегут каждую копейку, лишний раз в гости не позовут — дорого, да и сколько сил нужно затратить на приготовления блюд. А здесь какая-то особая магическая атмосфера. В Троицу принято ходить по гостям, в каждом доме тебя встречают накрытым столом, чаем, приятной беседой, рассказывают о предках и знают, уважают тех, кто ушел в мир иной.