Найти тему
Опыт туристов

Восхождение на гору Айгир. Южный Урал.

Мне всегда нравились горы — величественные громады, со склонами, поросшими густым лесом, с невероятной красоты пейзажами, открывающимися с вершин. Одним из самых запоминающихся путешествий стало восхождение на Айгир — гору, расположенную на Южном Урале. Об этом путешествии и пойдёт речь.

Компанию мне составлял Егор — друг, также увлечённый походами. Захватив палатку, туристический инвентарь и провиант, мы сели на пригородный поезд. Дорога была долгой, на месте мы оказались уже под вечер. Вместе с нами на станции вышла небольшая группа туристов, мы с Егором решили было, что и их путь лежит на гору, но туристы направились в противоположную сторону. Вскоре они совсем пропали из виду, вдалеке затих шум уезжающего поезда, и мы с Егором остались одни.

Было очень тихо. В воздухе пахло хвоей. Начал накрапывать дождь, и я пожалела, что из теплых вещей взяла только кофту, позабыв о том, что температура в горах всегда на несколько градусов ниже, чем в городе. Поблизости, за деревьями, невидимая, шумела река.

Егор сказал мне, что в этих лесах водятся медведи. Он уже бывал здесь несколько лет назад. Тогда, пробираясь по заповеднику, он наткнулся на обилие медвежьих следов. Я ответила, что мне не хотелось бы встретиться с главным хищником Европы. Медведи мне нравятся на расстоянии.

Мы шли по шпалам до тех пор, пока не начало темнеть, потом сошли с железной дороги и углубились в лес. Здесь к запаху хвои примешивался терпкий аромат грибов. Дождь усилился, похолодало, нужно было разжечь костёр. Оставив вещи под деревом, мы принялись собирать сухие сосновые ветки.

Хвойные деревья являются отличным топливом: содержание смолы в древесине способствует тому, что костёр быстро занимается, горит ярко и долго, почти не дымит. В темноте, под дождём, мы развели костёр, потом установили палатку на мягком покрывале из сосновых иголок. Приготовили еду. Егор ел мясной гуляш из банки, себе я сварила кашу. Каша в походе незаменима: она надолго насыщает, дает необходимую энергию.

Выпив горячего чаю, отправились спать. Спала я крепко. Способствовали этому и сытный ужин, и чистый горный воздух. Ночью дождь стучал по крыше палатки и изредка доносился грохот проезжающих поездов.

Проснулись мы рано — в восемь утра. Пока Егор разводил костер, я осматривалась. Нас окружали высокие сосны, которые, казалось, вершинами подпирают пасмурное небо, и валуны, поросшие изумрудным мхом. Прямо около палатки рос большой белый гриб. Удивительно, что мы случайно не сломали его в темноте.

Пока на костре закипала вода, мы собирали лесную землянику. Эти маленькие, но невероятно ароматные ягоды я добавила в овсяную кашу, а Егор заварил с ними чай. Закончив завтракать, мы сложили вещи и отравились покорять вершину Айгира.

У подножия горы стоял указатель, сообщающий о том, что тропа начинается здесь. По обе стороны от тропы застыли каменные реки, тут и там из земли торчали корни деревьев, выполняющие роль природных ступеней. На середине пути тропа упиралась в массивный каменный обвал, здесь требовалось пробираться по древним валунам, поросшим таким густым слоем мха, что в нём тонула ладонь.

-2

Когда мы наконец закончили подъем, налетел сильный ветер. Пройдя по небольшому участку леса, покрывающему вершину горы, мы с Егором вышли на открытое пространство. Серые волонообразные тучи, медленно плывущие над соседними вершинами, нависли так низко, что чудилось, будто до них можно дотянуться рукой.

Внизу на многие километры расстилались леса. Река и железная дорога казались отсюда тонкими серебристыми нитями. На горизонте синие гряды сливались со стальным небом.

-3

Проведя весь день на вершине, мы решили на ней же и заночевать. Установили палатку, набрали хвороста, развели костёр. Когда стемнело, вдалеке обозначились огни небольшого поселения. Егор предположил, что это может быть одна из местных деревень, затерянных среди гор Южного Урала. Других источников света мы не видели.

Ночью разыгралась непогода. Ветер, громко завывая, раскачивал и тряс палатку, скрипели вековые ели. Похолодало, и я, кутаясь в плед, ругала себя за то, что не взяла тёплую одежду.

Проснувшись утром, мы обнаружили, что от туч не осталось и следа, за ночь ветер разогнал их все. Ярко светило солнце, освещая склон соседней горы, а рядом с нашей палаткой переливались в золотистых лучах ярко-розовые цветы кипрея. Я, подставив лицо солнцу, сидела на поваленном дереве и пила чай.

Несколько раз надо мной с карканьем пролетал ворон. Позавтракав и погревшись на солнце, мы начали складывать вещи, днём предстояло ехать обратно.

-5

Спустились с горы мы после полудня. В ожидании поезда коротали время в сосновом лесу. Когда вышли на станцию, туда уже начали стягиваться туристы. Молодой парень, стоявший поблизости, громогласно рассказывал окружающим о неприятности, приключившейся с ним: в плечо ему впился клещ.

Решив подкрепить свой рассказ фактами, он поднял рукав и продемонстрировал зрителям паразита. Спустя некоторое время молодой человек намерился извлечь клеща прямо на станции, о чём также не замедлил сообщить общественности. Он крутил его и так, и эдак, и клещ, поддавшись манипуляциям, вышел, но молодой человек уронил его на землю.

Сетуя на то, кого же ему теперь нести на анализ в лабораторию, парень опустился на колени и принялся выискивать пропажу, а многочисленные друзья помогали ему в поисках. С соседнего луга за людьми с любопытством наблюдала корова. Наконец клещ был найден. Ликуя, парень спрятал его в коробочку.

Скоро подошла электричка. Мы возвращались в город, слушая мерный перестук колёс и глядя, как солнце отражается в водах реки. В этот момент я знала, что счастье не за горами — оно в горах.

Историю рассказала Мария из Перми