Пару дней назад американец спрашивал, чего хочет хочет его подруга из России, предлагая ему взять отпуск за свой счет. В его компании отпуск — 10 дней в году (это еще надо заслужить, проработав какое-то время), оплачиваемый (повезло, далеко не везде так), половину он уже израсходовал. Просить дополнительный отпуск, без чрезвычайных на то оснований (никто не умер, не женился внезапно) — показать крайнюю степень незаинтересованности в работе. Такое даже в голову не придет.
Отдыхать 2 недели в подряд — невиданная роскошь, мало, кто себе такое может позволить.
В России, по-моему, несмотря на все кризисы, преобладает рынок соискателей, выражаясь языком HR-ов. Компании бегают за специалистами, уговаривают работать, пытаются удержать. Найти профессионала (да того жe продавца или водопроводчика) — сложно. Увольнение — печаль, но не катастрофа, даже если есть кредиты и ипотека. Другая работа найдется быстро (особенно, если чуть опустить планку). На линейную позицию вообще не проблема устроиться. Я, конечно, про Москву-Питер сейчас.
В США рынок работодателя. Поиск работы — отдельная работа. Неважно, претендуете вы на должность продавца или директора по логистике — докажите, что вы нужны компании и реально заинтересованы. Письмо с темой “резюме на вакансию” уже совсем нигде не прокатит. Везде электронные анкеты, опросники, предварительные тестирования (в России в крупных компаниях, наверное, сейчас так же). Если вас выбрали — вам делают честь, потому что работа — одна из самых больших ценностей.
Соответственно и на работе в вечном тонусе, потому что найти вам замену, как правило, не составляет труда. Психануть, обидеться и уволиться — такое только в кино бывает.
Социальных плюшек, если вы не в какой-то модной компании работаете, нет. Обожаю всем рассказывать про русские 4 недели отпуска, 3 года декрета и больничные — даже если они не оплачиваются, американцам такое тяжело представить. Мед.страховка, правда, часто бывает (а без нее попробуйте себе что-нибудь полечить, вырезать аппендицит стоит около $30 000) .
Иметь больше одной работы (если ты не топ) — чуть ли не в порядке вещей. По вечерам после основной работы, развивать какой-то свой личный проект — тоже.
Наверное, поэтому так знаменит американский сервис — куда бы ты ни пришел, тебе будут очень профессионально стараться делать хорошо.
Мне, трудоголику со стажем, было удивительно увидеть, что в США это норма, я еще и отстаю. Такое столкновение культур: “маши крыльями или сдохнешь” против “работа не волк”. Поэтому американцам тяжеловато работать с русскими (а нам с ними), совсем разные подходы.
В Колумбии с профессионализмом еще хуже, чем у нас. И при этом работу очень сложно найти. Трудяги есть, профессионалов (в американском понимании) мало. Самое яркое впечатление — хихикающий переписывающийся в вотсаппе сотрудник паспортной службы контроля в аэропорту. Одной рукой штампик в паспорт, другой — смайлик в чатике. Я порой вообще не понимаю, как тут что-то работает.
Отпуска, декреты, больничные — как в США, то есть почти нет.
Мои личные круги ада: бесконечные совещания и очередь на кассе.
На совещании пока все не спросят в подробностях, как друг у друга дела, не начнут, ну и поговорить и обсудить все сто раз, это норм. У меня это обычно созвоны без видео, и в такие моменты я мало похожа на уравновешенного спокойного человека — в мимике и жестах себе не отказываю :).
На кассе продавец скринит товар, откладывая его в сторону, покупатель спокойно наблюдает. Когда покупки оформлены, тот же кассир начинает медленно распихивать все по пакетам и тщательно их завязывать (зачем, пока так и не поняла). Покупатель не шевелится.
Когда все доделано, кассир говорит сумму, покупатель словно удивляется, что надо платить, ищет кошелек, вспоминает, что ему надо что-то еще, пару минут перебрасывается шуточками с продавцом и потом медленно сгружает пакеты. Пока не уйдет — следующего клиента не обслужат.
В близлежащих магазинах уже привыкли, что я судорожно сама выхватываю пакеты, одной рукой сгребаю продукты, а другой пихаю деньги. Что с нее взять - gringa loca.
Зато колл-центры, как ни удивительно, в основном работают очень хорошо. Я регулярно впадаю в отчаяние от какого-нибудь сервиса и звоню в поддержку: утешают, очень хорошо разговаривают и даже порой помогают. Ну и вообще, общая доброжелательность и хотя бы видимость заинтересованности в твоей персоне имеется в любом месте.