Найти тему

Разбираем, какие бывают типы велополос

(время прочтения ~ 3 минуты)

По правилам дорожного движения велосипедисты могут двигаться по проезжей части с машинами. Однако в наших городах это делают только самые отважные люди. И их нельзя в этом винить. Разрешенная скорость в российских городах сейчас 60+19 нештрафуемых (отдельная боль) километров в час. Машины не особо-то уступают дорогу друг другу (отсюда многочисленные аварии), и уж тем более не намерены уступать велосипедистам. Движение на велосипеде по дороге с машинами наименее безопасно. Поэтому если город желает простимулировать граждан на перемещения на велосипеде, необходимо создавать велоинфраструктуру из соединенных между собой (!) велодорожек и велополос.

Сегодня мы рассмотрим, какими они бывают.

1) Обычные велосипедные полосы (Conventional Bike Lanes)

Источник: https://nacto.org
Источник: https://nacto.org

Располагаются чаще всего по правой стороне дороги по направлению движения автомобилей и отделяются от них сплошной полосой, создавая тем самым велосипедистам возможность ехать с комфортной для них скоростью без оглядки на траффик.

На картинке выше сразу же видна очевидная опасность такой полосы: выходящий из машины водитель может создать внезапное препятствие в виде двери для велосипедиста, которые никак не может это предусмотреть. В английском языке для этого даже есть отдельный термин dooring от английского door (дверь).

В прошлом году многие СМИ писали о велосипедисте, который врезался в открытую дверь машины в Харькове и скончался.

Источник: https://velonation.bike
Источник: https://velonation.bike

В Москве решили переложить ответственность на велосипедистов и установили табличку "Осторожно, двери!"

Источник: https://www.bicyclenetwork.com.au
Источник: https://www.bicyclenetwork.com.au

В то время как в Австралии акценты предлагают расставить иным образом - стимулировать быть более аккуратными водителей. Табличка/наклейка "Посмотри, прежде чем открыть"

Однако о феномене dooring и как с ним бороться нужно писать отдельную статью :)

Петербург. Непонятно, почему тут прерывистая полоса. Это дает сигнал водителям, что на велополосу им тоже можно заезжать, это неправильно. Источник: http://gcup.spb.ru
Петербург. Непонятно, почему тут прерывистая полоса. Это дает сигнал водителям, что на велополосу им тоже можно заезжать, это неправильно. Источник: http://gcup.spb.ru

Для меня обычные велополосы - это наименее комфортный тип. Линия - не физический разделитель. По сути ты так же едешь в потоке автомобилей, которые в любой момент могут нарушить правила, совершить неверный поворот, обгон - и ты в опасности. Часто, если рядом идет широкий и ровный тротуар, велосипедисты предпочтут ехать по нему, а не по велополосе.

2) Велополосы с буфером (Buffered Bike Lanes)

Источник: https://denverurbanism.com
Источник: https://denverurbanism.com

То же самое, что и предыдущий тип, однако между велосипедистом и машинами уже есть буфер - обычно это разметка.

Петербург. Источник: http://gcup.spb.ru
Петербург. Источник: http://gcup.spb.ru

Буферная разметка заметнее, чем обычная полоса, её психологически водителям будет менее комфортно пересекать, нарушая правила. Если она достаточно широка, она также может защитить от открывающихся дверей.

Альбукерке. Источник: https://urbanabq.com
Альбукерке. Источник: https://urbanabq.com

Такие велополосы гарантируют бОльшую степень безопасности, тем не менее, у велосипедистов может сохраняться дискомфорт от относительной близости автомобилей.

3) Велополосы против потока (Contra-Flow Bike Lanes)

План улицы в Веллингтоне, столице Новой Зеландии. Источник: https://www.stuff.co.nz
План улицы в Веллингтоне, столице Новой Зеландии. Источник: https://www.stuff.co.nz

Этот тип применяется на улице с односторонним движением для автомобилей. На стороне, противоположной основному движению, создается велополоса. Таким образом, улица односторонняя для авто, но двусторонняя для велосипедов. Обратите внимание, велополоса будет располагаться именно по левой стороне.

Благодаря этому велосипедисты не будут ездить по тротуару, как бы они делали, если дорога была односторонней для них тоже.

К плюсам подобных полос можно также отнести тот факт, что на односторонних улицах обычно менее интенсивный трафик, поэтому они будут комфортнее для велосипедистов.

4) Велополосы по левой стороне дороги (Left-Side Bike Lanes)

Источник: https://nacto.org
Источник: https://nacto.org

Не путайте с предыдущими :) Это стандартные велополосы, которые идут в одном направлении с основным потоком, однако они располагаются слева, а не справа, как это чаще всего бывает. Зачем делать их на левой стороне?

Это дает ряд преимуществ велосипедистам и повышает их комфорт и безопасность.

Во-первых, водителям их легче заметить. Если велосипедист находится справа, а водитель сидит в левой части машины, у него значительная "слепая зона".

Во-вторых, это может решить проблему конфликтов между велосипедистами и автомобилистами на улицах, где значительный трафик поворота направо.

В-третьих, велосипедисты и автобусы, которые высаживают пассажиров в крайней правой полосе, больше не мешают друг другу.

5) Велодорожки (Cycle Tracks)

Варшава. Источник: https://gre4ark.livejournal.com
Варшава. Источник: https://gre4ark.livejournal.com

Самый комфортный тип! Это пространство, по которому могут ездить исключительно велосипеды, отделенное физически как от дороги, так и от тротуара. Велодорожки могут быть односторонними или двусторонними. Их удобно делать на улицах с широкими тротуарами, где достаточно места и для велосипедистов, и для пешеходов.

Россия, Альметьевск. Источник: https://gre4ark.livejournal.com
Россия, Альметьевск. Источник: https://gre4ark.livejournal.com

Велодорожка дает исключительную безопасность - сюда едва ли заедут машины, а вот пешеходы могут иногда помешать. Поэтому всегда нужен звоночек.

Материал подготвлен на основе Urban Bikeway Design Guide.

Мой Телеграм канал: https://t.me/kalininakaterinaa

Вы также можете подписаться на мой Инстаграм, если вам интересно, что еще происходит в моей жизни :)