Я решила сделать такую страницу с домашним заданием, чтобы иметь больший простор для выражения своих идей. Она раскрывает ход моих мыслей и позволяет понять, согласно какой логике я планирую выстроить работу при положительном исходе.
Задание 1. Какой из существующих сценариев Алисы вы бы улучшили в первую очередь? Аргументируйте свое решение и предложите метрики для оценки этого улучшения.
Предлагаю улучшить сценарий “Начало использования”: для него появляется кастомизированный подбор сценариев и навыков под нового пользователя. Метрикой для оценки данного улучшения станет Retention.
Я буду принимать решение об изменении сценария, оценивая его влияние на метрики Алисы. Изменение сценария должно оптимизировать продуктовые метрики и не ухудшать технические. Рассмотрим гипотетические метрики Алисы.
Я считаю, что нужно оптимизировать Retention, потому что только благодаря высокому долгосрочному значению метрики, у продукта может быть большая лояльная аудитория в продолжительном периоде. Иначе она ограничена сверху тем, сколько пользователей привлечено маркетингом за единицу времени и будет неотвратимо падать.
Для определения сценария я подготовила дерево сценариев и провела сессии опросов об опыте использования Алисы среди знакомых.
В ходе опроса я проверяла такую гипотезу: пользователи перестают пользоваться Алисой, потому что не знают как это делать, и потому retention падает.
Гипотеза подтвердилась. Пользователи выделяли сценарий “Начало использования” среди других. Они говорили, что после вывода экрана “Вот что я умею” пробовали предложенные навыки, но не начинали их часто использовать и через некоторое время удаляли приложение. При начале взаимодействии Алиса не помогает пользователю найти релевантные для себя навыки и не реализует потенциал варианта использования.
Сейчас Алиса информирует пользователя о своих навыках через запрос: "Алиса, что ты умеешь?"
На текущий момент мы понимаем, что:
1. Список навыков случаен и может не отвечать запросу пользователя
2. Пользователь не может легко получить информацию о внешних навыках
3. Яндекс не использует сценарий для продвижения навыков
Как помочь пользователю найти подходящий для себя навык и мотивировать использовать его дольше, чем сейчас? Я предлагаю изменение, которое решит эту проблему.
Предлагаю дополнить сценарий “Начало использования” кастомизированным подбором сценариев и навыков.
При первом использовании Алиса задаёт вопросы, узнаёт потребности пользователя и в соответствии с ними советует навыки и сценарии.
Каждый вопрос однозначно соответствует навыку, который войдет в персональную рекомендацию в случае положительного ответа.
Полезность этого изменения можно оценить по переходам в рекомендованные навыки и Retention по продукту и по навыкам. Измерять метрики можно через А/B тест.
Это открывает пространство для продвижения и улучшения внешних навыков: для того, чтобы навык попал в рекомендацию, он должен соответствовать более строгим требованиям качества.
В Алисе около 2000 навыков, но значительная часть из них используется неактивно. Сейчас разработчику достаточно пройти модерацию, у него недостаточно стимулов для улучшения и развития своего навыка. Возможность попасть в персонализированные рекомендации станет дополнительным стимулом доводить навык до совершенства.
Вопрос 2. Чему бы еще вы научили Алису? Аргументируйте свое решение.
Я думаю, что владелец продукта (если такой есть) ставит глобальную цель: Алиса станет единой точкой доступа к продуктам Яндекса и заменит собой визуальные интерфейсы.
Поэтому я бы научила Алису взаимодействовать с каким-нибудь сервисом Яндекса - например, с Дзеном для трансформации голосовой записи в текст. В качестве сервиса для интеграции с Алисой я выбрала Дзен, потому что целевая аудитория этой функции - активно пишущие пользователи - блогеры, инфлюенсеры. Любой другой сервис Яндекса тоже рано или поздно будет интегрирован в Алису, но будет иметь меньшее влияние на потребителей контента.
Мои аргументы:
- Соответствие глобальной цели по развитию продукта
- Создание функции, которой будут пользоваться лидеры мнений
- Рост DAU, WAU, MAU за счёт взаимообмена аудиториями с Дзеном
- Рост Retention, поскольку ведение блога - регулярный процесс
- Улучшение пользовательского опыта аудитории Дзена: новая фича избавит пользователя от необходимости печатать
Вопрос 3. Чему могли бы научить Алису именно вы? Приведите пример того, что вам лучше всего удается.
Менеджер подтверждает предложения метриками и данными. При этом я вижу, что вопрос поставлен иначе: каким образом моя индивидуальность поможет стать Алисе лучше? Поэтому в этом задании я в первую очередь сфокусируюсь на рассказе о себе, а обоснование полезности фичи оставлю напоследок.
В школе я работала журналистом в республиканской газете. Здесь я получила навык задавать сложные и интересные вопросы, которые делают разговор содержательным и искренним. Хочу поделиться этим навыком с Алисой.
Представляю вам философский навык "Вопрос Артура Арона". В момент, когда разговор заходит в тупик, Алиса поддерживает беседу вопросом: "Каким был бы для вас «идеальный день»?" или "Что для вас значит дружба?" Список вопросов основан на исследовании психолога Артура Арона о формировании близости между людьми. Навык поможет Алисе больше узнавать о пользователях, а пользователю - наладить теплый контакт с Алисой.
Я реализовала навык с помощью Яндекс.Диалогов и его можно запустить с помощью активационной фразы “Алиса, запусти навык Вопрос Артура Арона”.
Нельзя просмотреть несколько вопросов в течение одного дня и каждый день становится доступен новый вопрос. Так, у пользователя возникает привычка рефлексировать и общаться с Алисой ежедневно.
Примеры вопросов:
- За что в сегодняшнем дне вы благодарны больше всего?
- Какая часть вашей личности вызывает в вас гордость?
- Кто ваш лучший друг и почему?
- Когда вы последний раз говорили с самым близким человеком в вашей жизни?
На основе собранных данных сценарий будет усложнятся, будет происходить кастомизация и Алиса сможет строить более "доверительное общение".
Навык может быть интегрирован в режим болталки. В результате Алиса больше не заходит в коммуникативный тупик. Алиса ведёт разговор, как реальный заинтересованный собеседник, создавая иллюзию естественного общения и эмоциональную близость.
Источники:
1. Структура навыков Алисы - пользовательская документация
2. Метрики - статья на habre "Как устроена Алиса" от Бориса Янгеля