Так уж исторически сложилось, что наша страна любит брать на вооружение иностранный опыт в образовании. Борис Годунов отправлял боярских детей учиться за границу, правда они в большинстве своём оттуда не вернулись. Петр Первый отправился с Великим Посольством в Европу сам, там поучился ремёслам разным, а вернувшись на родину провел крупномасштабную реформу образования, повелев, что жениться дворянским детям нельзя, пока образование не получат.
Проверка за проверкой
Последние десятилетия Высшая школа пытается приспособиться к Болонской системе, введена двухступенчатая система бакалавриата и магистратуры, а средняя школа к ЕГЭ и ОГЭ. Не успели переварить эти два экзамена, как появились МИКО (муниципальные исследования качества образования) и РИКО (региональные исследования качества образования), ВПР – Всероссийские проверочные работы. Переступил малыш порог школы – прощай детство! Теперь ты должен показать свои знания и умения, постоянные проверки, контрольные, экзамены (так думают родители). Учитель же в свою очередь должен продемонстрировать как он этого малыша научил, подтвердить свою квалификацию, доказать, что достоин заработной платы (так может думать учитель). Чиновник, спускающий контрольно-измерительные материалы, отчитывается перед государством, что управляет образованием добротно, бюджетные средства расходуются грамотно.
«Страшные буквы» - ЕГЭ
Вокруг этих проверочных работ много слухов, непонимания, нервозности. Меняются требования к современному уроку, он должен быть основан на деятельностном подходе. Ребята сами ставят цели, сами ищут материал, сами друг друга учат, сами выявляют ошибки, сами корректируют, сами ставят оценки. Учитель только направляет, подсказывает. Приветствуется игровая форма, групповая работа, однако ОГЭ и ЕГЭ эти умения не проверяют, они проверяют знание конкретной даты, конкретной цифры высоты горы, цитирование конкретного фрагмента текста произведения, и тут за спину соседа в группе не спрятаться, ученик остается один на один с экзаменационным заданием.
Интересен опыт Швеции, которая занимает лидирующие позиции в рейтинге образования в мире:
- за каждым шестилетним ребёнком закреплено место в подготовительном классе.
- школьное образование обязательно, состоит из трёх ступеней: начальная школа (1-3 класс), средние классы (4-6), старшие классы (7-9).
- гимназическое образование (10-12 класс) готовит к поступлению в ВУЗы или к работе по некоторым специальностям. Обязательным не является.
- достоинство и личность ребёнка неприкосновенны, поэтому учитель никогда не будет хвалить или ругать ученика в присутствии одноклассников. Только индивидуальные беседы с учащимися и их родителями. Психологический комфорт занимает приоритетное место. В школах есть кураторы, к которым ученики могут прийти и рассказать о своих проблемах с учёбой, в семье или со сверстниками.
- шведы считают, что любая система оценивания несовершенна, поэтому до шестого класса не ставят оценок вообще.
- в старших классах ученики могут получить такие оценки: A (отлично), B (очень хорошо), C (хорошо), D (удовлетворительно), E (адекватно), F – непроходной балл. Однако и эта система оценивания критикуется и ей ищут замену.
- форма занятий в начальной школе чаще всего групповая и игровая. Математика, шведский язык, домоводство, обществоведение и природоведение – основные предметы. На уроках обществоведения учитель часто организовывает просмотры детской программы новостей, и ребята учатся обсуждать происходящие события в мире. Самые любимые занятия по домоводству, где учатся шить, вязать, делать игрушки. Гендерного разделения на этих занятиях нет.
- в средних классах увеличивается нагрузка, объём домашнего задания. Ученики имеют возможность выбирать предметы.
- ученики третьего, шестого и восьмого классов проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Цель экзаменов, с одной стороны оценить успеваемость каждого ученика, с другой стороны измерить общий уровень качества образования в школах страны.
- особое внимание уделяют тому, как мыслит ребёнок, как анализирует поставленную перед ним задачу. Мало дать правильный ответ, необходимо показать, каким путём ты пришел к нему.
- почти в каждом классе есть дети с синдром дефицита внимания и гиперактивности, для них разрабатываются индивидуальные планы учёбы.
«Не знаю, как там в Лондоне, я не была. Может, там собака — друг человека. А у нас управдом — друг человека!» - говорит героиня фильма «Бриллиантовая рука». Я бы перефразировала: «Не знаю, как там в Швеции, я не была. Может, там развитие ученика главное в образовании. А у нас главное – ЕГЭ сдать и в ключ попасть».
С уважением, учитель истории Екатерина Узакова
Гимназия №1 города Челябинска.