В обучении любому предмету есть свои специальные тренировочные упражнения. Пианисты играют этюды Черни, а балерины часами стоят у станка. Для актеров есть свои упражнения, в их состав входят и так называемые беспредметные действия, которые принято называть действиями с воображаемыми предметами.
Многие начинающие актеры не любят этот вид этюдов - оно и понятно, сложно удержать в памяти такое количество информации о предмете, которого не видишь! Но несмотря на это, воображаемые предметы - один из самых эффективных циклов упражнений.
Внимание
Работа с воображаемыми предметами требует тотальной сконцентрированности на процессе. Здесь нет времени на размышления о покупках продуктов к ужину или оценку реакции педагога и соучеников. Если отвлечешься - обязательно потеряешь свой несуществующий бутерброд или лопату.
В бытовой жизни большинство физических действий мы совершаем неосознанно, автоматически. Открываем кран, чистим зубы, а мысль наша совсем не здесь - мозг занят другими делами. Это все устроено нашим организмом для экономии энергии. Если человек будет каждый раз тотально погружаться в процесс чистки зубов, то не факт, что его концентрации хватит на иные задачи, требующие повышенного внимания.
Познание
Вспомните, как легко устают маленькие дети, как медленно и тщательно они познают мир. Ведь для них открыть кран - это настоящее открытие! Они погружены в процесс полностью, потому что для них это - новая информация.
И вот это же ощущение должно быть у актера, работающего с воображаемыми предметами. Потому что несуществующий кран не может "подсказать" мозгу как с ними работать - у него нет плотности, формы, температуры. Актеру приходится полностью включиться, не отвлекаясь на другие задачи, и создать из воздуха силой мысли этот кран. Ну или бутерброд. Или лопату.
Вера
Без нее никуда в актерской профессии. Вера - это и есть тот маленький секрет, благодаря которому все оживает. Вера актера в то, что он делает, в то, что кран и лопата - действительно настоящие, вызывает ответную веру у зрителя в кран или лопату.
Большая сценическая правда состоит из маленьких, практически незаметных правдочек. И, если хоть одна правдочка будет нарушена, то развалится весь храм спектакля. Как бы гениально не играл актер Гамлета, но зритель все равно заметит, что воображаемый череп в его руках на ходу меняет форму. И перестанет верить Гамлету, увы!