Матриархат или патриархат (первенство женской или мужской воли) в первую очередь определяется тем, по какой линии ведется род. По материнской или по отцовской. Матрилинейность или патрилинейность. Если смотреть на это с точки зрения права (т.е. то, что контролирует первенство воль в обществе) то это будет значить – кому по общему признанию принадлежит то, что имеет значение для продолжения рода (главный предмет интереса в половых отношениях с точки зрения общества, ведь прибавление новых членов является главным его ресурсом, от которого зависит само существование общества) т.е. женское тело, ее репродуктивные способности – тому и принадлежит род, а значит и первенство воли. При матриархате женское тело принадлежит женщине, при патриархате – мужчине. В уголовном праве (системе наказаний вплоть до убийства виновного, т.е. то, что по большому счету и определяет поведение людей) это нашло свое отражение в наказаниях за половые преступления.
При матриархате жестоко наказывают за изнасилование свободной женщины (а при матриархате они все свободны) любое покушение на женскую половую свободу жестко наказывается, тело женщины находится под защитой всеобщей воли, где женщина признается его единоличным владельцем (мое тело – мое дело). При матриархате или нет вообще понятия «измена», или оно имеет маловажное значение, которое не относится к уголовному праву, поэтому при матриархате нет понятий «брак», «отец», или они в правовом смысле сильно приуменьшены.
При патриархате тело мужа принадлежит жене, а тело жены принадлежит мужу, поэтому при патриархате самое важное понятие это «измена», ведь для продолжения мужского рода (рожает-то жена, т.е. владение женским телом дает возможность продолжить именно мужской род) нужны гарантии женской верности. Никому из членов общества нельзя покушаться на замужнюю женщину в половом отношении, ведь от этого может пострадать отцовский род, поэтому особое значение имеет правовой институт брака (договор о передаче женщины мужчине, где предметом договора является тело жены, и поэтому это право мужа на владение телом жены находится под защитой законов общества). А, следовательно, только в патриархальном обществе есть понятие «прелюбодеяние», где и наказание за прелюбодеяние особо жестокое в отличие от ответственности за изнасилование. При патриархате или нет вообще понятия «изнасилование свободной женщины» (мужчина овладевший женщиной против ее воли, просто обязан взять в ее жены) или оно приуменьшено, и не несет какого-то особо криминального смысла.
Итак. В основании матриархата лежит эгоистичный принцип – мое тело мое дело. Наоборот патриархат основан на альтруистическом принципе – мое тело принадлежит супругу. Поэтому матриархальность общества связана с ужесточением правового наказания за изнасилование, патриархальность – за прелюбодеяние.