Историки с уверенностью могут утверждать, когда появились первые французские фрегаты «Глуар», «Уоррио», авианосец из Британии «Фьюриес» /1917/ и "Нарвал" в 1900 г - настоящая первая подлодка. Труднее определить появление крейсеров. Парусные и паровые суда конца 19 века отнесли к крейсерскому классу. В мирное время парусники совершали неблизкие морские вояжи, вели сопровождение караванов с награбленными товарами, идущими из колониальных стран. Грабили попутно купеческие караваны.
В период военного времени их статус менялся. Крейсерские суда формировались в эскадры, ведущие разведку. Они обнаруживали противника, изучали состав, численность и передавали главным своим соединениям. Флоты тех времен специально снаряжали суда для ведения разведки. Суда назывались фрегатами. Не обязательно они были военными. Их применяли для защиты торговых судов. Специально, для рейдерских захватов в период войны в Америке, были построены винтовые фрегаты. Их созданию способствовал и технологический фактор. Появилась сила пара. Крейсера устанавливали паровую машину, она обеспечивала судну скорость в 18 узлов. Флот конфедератов такой скоростью обладал и выиграл войну. Суда использовали и паруса, которые обеспечивали судну совершать далёкие переходы, искать противника и, используя силу пара, быстро настигать противника независимо от силы ветра.
ВМФ различных стран Европы делили крейсера по водоизмещению. В первый ранг попадали суда водоизмещением свыше 4000 т, ко второму до 4000 т, к третьему – менее 2000 т. Рассматривался и другая категория. В первую вносились двухпалубные суда – крытые палубные корветы, фрегаты. Во вторую категорию отнесли однопалубные, к третьему – мелкие корветы, однопалубные. Итальянцы отнесли их к крейсерам. Корабельные борта укреплялись стальной обшивкой, которая опоясывала ватерлинию. Такими были «Рюрик», «Адмирал Нахимов»/Россия/. Дополнительно бронировалась башня артиллерийская, в которой размещался пуль управления боем и движением судна в бою. Британские суда/»Нельсон»/ постройки 1890 года, отнесли к крейсерским броненосцам. В 1890 году в квалификацию ввели понятия «бронепалубный крейсер» и броненосный. Отличались они бронирование главной башни. Бронепалубные крейсера бортовую бронь не имели, бронировалась только палуба,ее покрывали «черепашьим панцирем». Броненосные суда укреплялись бортовой бронёй, опоясывающей, и дополнительно имели бронированную центральную башню.
Россия первое государство, применившее броненосные крейсера. «Генерал – адмирал» и «Герцог Эдинбургский» снабжались броневым поясом и бронированной башней. Палуба не защищалась. Последующие суда, «Рюрик», сочетали палубную броню с бортовой и становились скоростными. Позднее крейсера многих стран стали защищать вторую палубу.
На звание первой крейсерской державой претендует Британия. Она строила «защищенные» крейсера. «Эсмеральда» - первый прототип. Корабел Армстронг построил для чилийцев в далеком 1884 году. Современные броненосные суда укрупнялись, вооружались, становились быстроходными. Различия лишь в наборе вооружения. По квалификации легкие крейсера устанавливали вооружение калибром 194 мм, поворотные сдвоенные башни, пулеметы, пушки. Договор о вооружении в Вашингтоне 1922 года, установил водоизмещение судов в 10000 т, орудия до 203 мм. В классе таких судов выделялся «Кент» британский, итальянский «Тренто», французский «Дюкеси». Устанавливалась катапульта, два разведывательных самолета.
Пришли ракеты. Башни заменили пусковыми установками. Размер орудия сохранили, сохранили носовые башни. Оставили лишь позже мелкокалиберные пушки. Вооружение пополнилось вертолетами. Первые палубы построили американцы. Большими летными палубами отличаются «Москва» и «Ленинград», постройки 1969 года. Водоизмещение крейсеров 30000 тонн, взлет и посадка самолетов вертикальная.
Грозное вооружение способно защитить свою Родину и ее границы