Найти тему
Александр Шуравин.

Наука и ненаучное знание. Синтез научного и ненаучного метода познания

Предыдущая часть: Наука и ненаучное знание. Особенности и ограничения ненаучного метода познания

Как я показал в прошлой главе, паранаучный метод, несмотря на кажущуюся бесполезность, может быть неплохим генератором идей. Рассмотрим эту концепцию на примере проблемы исследования субъективной природы сознания.

Для начала я проведу небольшой обзор паранаучных концепций, которые имеют отношения к субъективной природе сознания.

Концепция внетелесного сознания. Согласно этой концепции наше сознание является чем-то отдельным от тела, поэтому после смерти физического тела сознание продолжает существовать уже вне тела. В обосновании подобной идеи эзотерики приводят следящие рассуждения (далее цитата):

«Занимаясь самоисследованием и самопознанием, многие достигают ясного сознавания, что не являются телом. Это происходит в медитациях, молитвах, при чтении мантр, а иногда даже и в обычной деятельности, никак не связанной ни с какой духовной практикой. Это явление называется «разотождествление» - исчезает чувство тождественности «я есть тело», что, как правило, сопровождается чувством громадного облегчения, счастья, свободы, радости и других подобных эмоций. Все, кто пережил такой опыт (или опыт отделения от тела, например во время клинической смерти) ясно поняли, что телом не являются.

Физики тоже это знают: чтобы что-то воспринимать, нужно быть чем-то другим (отдельным от воспринимаемого), поэтому, если вы воспринимаете собственное тело, то, соответственно, вы являетесь чем-то отличным от него. Само по себе аналитическое понимание этого (и даже допущение) – уже хорошо, хотя оно не заменяет понимания, основанного на собственном опыте разотождествления с телом.

Так чем же я являюсь? Умом? А что такое ум? Это набор мыслей, возникающих в какой-то последовательности и закономерности, что часто называют словом «мышление». Ум состоит из мыслей; и когда нет мыслей, вы не можете утверждать, что ум существует – он существует только тогда, когда есть мысли. Ведь для того, чтобы сказать, что ум существует – должна возникнуть мысль, что он существует.

После разотождествления с телом, следует разотождествление с умом, потому что человек в конце концов приходит к осознанию, что раз он наблюдает ум (то есть мысли), значит, он является чем-то отличным от ума. Ведь если бы не было этой двойственности «наблюдающий и наблюдаемое», то не было бы и процесса наблюдения, то есть, не было бы осознавания тех же мыслей»[14].

Концепция высшего сознания. Согласно индуизму, над человеческим сознанием стоит некоторое высшее сознание, которое адепты индуизма почитают как божество. Цитата из Бхагават-гиты:

«По своему положению ишвара, Верховный Господь, является высшим сознанием. Будучи неотъемлемыми частицами Верховного Господа, дживы, или живые существа, также наделены сознанием. Говорится, что живое существо и материальная природа относятся к категории пракрити, энергии. Но один вид пракрити, а именно джива, обладает сознанием, а другая пракрити лишена его. Этим они отличаются друг от друга. Вот почему джива, то есть пракрити, наделенная сознанием, подобным сознанию Господа, называется высшей энергией. Однако сознание Господа - это высшее сознание, и мы не вправе заявлять, будто джива, живое существо, наделена таким же сознанием. Живое существо никогда не может быть обладателем высшего сознания, какой бы ступени совершенства оно ни достигло. Философия, утверждающая обратное, только вводит людей в заблуждение. Хотя живое существо и наделено сознанием, его сознание не является совершенным, или высшим»[24].

Концепция кармы. Суть этой концепции состоит в том, что праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой (круг рождений и смертей), и используется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. В различных индийских религиях даются слегка отличающиеся друг от друга философские толкования понятия кармы.

В буддийской теории карма создается только намеренным, то есть осознанным действием, а не всяким действием вообще. В буддийской терминологии карма никогда не обозначает свои последствия; её последствия известны как «плод» или «исход» кармы (камма-пхала или камма-випака; монг. үйлийн үр). Намерение может быть хорошим или плохим, так же как и желание может быть хорошим или плохим. Хорошая карма (кусала) дает в дальнейшем хорошие последствия, а плохая карма (акусала) — плохие последствия[29][30][31][32][33].

Таким образом, из данного обзора, можно сформулировать некоторые идеи, касающиеся субъективной природы сознания:

· Сознание есть некая пока неизвестная науке субстанция, которая может существовать независимо от физического тела.

· Существует некое высшее сознание (сознание Вселенной), и сознание людей является частичками этого высшего сознания. Экстраполируя данную идею, можно также предположить, что примитивным сознанием обладают отдельные клетки, органнелы клеток, молекулы и даже элементарные частицы. Можно даже некоторые особенности микромира (например, принцип неопределенности Гейзенберга) объяснить наличием у элементарных частиц сознания.

Чтобы вышеназванные гипотезы могли считаться научными, необходимо, чтобы они соответствовали критерию Поппера, то есть, сущестовала принципиальная возможность проверить это экспериментально. Если сознание – это некая независимая субстанция, то она должна каким-то образом влиять на объекты физического мира (пусть даже очень слабо). Таким образом, для проверки данной гипотезы надо поставить эксперимент по обнаружению феномена телекинеза (психокинеза) у обычных людей[1][2][5][6].

Подобные эксперименты действительно проводились. Так, в 1960-х годах американский физик Гельмут Шмидт разработал аппарат, известный как electronic coin flipper, в основу которого был заложен механизм случайного распада радиоактивных частиц, — процесса непредсказуемого и не зависящего от температурных, физических, электрических, магнитных и химических изменений в среде, а значит, практически исключающего возможность фальсификации.

Электронный «флиппер» стал прототипом (также созданного Шмидтом) «генератора случайных событий», компьютеризированного метода, который в исследованиях такого рода стал основным. Шмидт, предлагавший испытуемым усилием мысли воздействовать на результат случайного события, утверждал, что действительно наблюдал защищённый от любого постороннего воздействия феномен психокинеза.

Далее, в течение примерно полувека было опубликовано более 150 отчетов о независимых исследованиях феномена. В подавляющем большинстве случаев авторы утверждали, что действительно наблюдали эффект, который мог бы быть истолкован как психокинез, но в количественном отношении отклонения от нормы выглядели крайне незначительными. Возникла идея применить по отношению к исследованию психокинеза тот же метод статистической обработки данных, что используется при тестировании новых лекарств.

В 1989 году психологи Дайан Феррари и Дин Радин из Принстонского университета разработали методику применения мета-анализа по отношению к полученным результатам опытов, позволяющую исключить элемент случайности и выявить общую для всех случаев тенденцию.

По утверждению Радина и Феррари результаты суммарной обработки данных, полученных после 2,5 миллионов вбрасываний игральных костей (с участием 2500 человек) указали на незначительное (не более 1 %), но статистически подтвержденное отклонение в результате воздействия на объект мыслью. Этот результат, по мнению исследователей, указывал на реальность феномена психокинеза[17][34].

Другой аспект синтеза научных и ненаучных знаний – это исследование влияния медитации на мозг человека. Под медиацией понимается род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин). Во время медитации практикующему обычно требуется принять определённую позу и сконцентрировать свое внимание на определенном объекте. Объектом концентрации обычно служат ощущения внутри организма, внутренние образы, реже эмоции. Иногда объектом концентрации может быть внешний физический предмет. Медитация может сочетаться с дыхательными упражнениями[32].

Одним из пионеров исследования воздействия медитации на здоровье человека был кардиолог Герберт Бенсон из Гарвардской медицинской школы. В результате данных исследований было обнаружено, что даже сильно упрощенная форма медитации оказывает устойчивое положительное влияние на физиологию, выражающееся в изменении ритма сердца, улучшении обмена веществ и частоты дыхания.

Выход в 1975 году в свет его книги «Реакция релаксации» («The Relaxation Response») стало первой апробацией медитативной практики учеными - медиками и способствовало росту клиник, занимающихся проблемами снижения стресса на рабочих местах, в больницах и других местах. Однако до недавнего времени, не было никакого надежного способа для сбора объективных данных о предполагаемых психических эффектах, таких как обостренное внимания, свобода ума от негативных суждений и увеличение сострадания.

Достижения в функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ) придали динамику объективным методикам исследования человеческого мозга. МРТ исследования деятельности головного мозга позволили предположить, что настроения и склонности укоренены в конкретных регионах органа. Например, положительные состояния ума отмечены высокой активностью в левой лобной области, в то время как активность в правой лобной области совпадает с негативными состояниями.

В частности, в институте «Ум и жизнь» с 2003 года, под патронажем Далай-ламы, ведется программа изучения влияния медитации на деятельность головного мозга «Исследование Ума» в ходе, которой испытуемые (предварительно отобранные мастера медитации и представители контрольной группы) выполняют ряд заданий, во время выполнения которых, статус их мозговой деятельности фиксируется с помощью электроэнцефалографии и магнитно-резонансного томографа.

Один из самых известных участников данной программы - известный буддисткий мастер медитации, автор двух книг, ставших бестселлерами: «Будда, мозг и нейрофизиология счастья» и «Радостная мудрость», основатель сообщества центров медитации Тергар Йонге Мингьюр Ринпоче. В своем предисловии известный психолог, научный журналист Гоулман Дэниел кратко описывает результат этих исследований:

«Во время медитации на сострадание нейронная активность в важнейшем центре мозга, отвечающим за переживание счастья, повышалась на 700-800 процентов! У обычных испытуемых участвовавших в исследовании добровольцев, которые лишь недавно начали медитировать, активность той же области мозга возрастала всего на 10-15 процентов»

Другой пример синтеза научного и ненаучного знания – это китайская медицина: система современных учений и практик, зародившаяся в Древнем Китае и возникшая из внимательного наблюдения за функционированием человеческого организма и последующей систематизации этих наблюдений с использованием характерной для данного региона парадигмы, которую можно охарактеризовать как учение о символах и числах. В Китае рассматривается как часть науки о «воспитании жизни» («ян шэн сюе» — 養生學), куда помимо медицины входят и различные методы психофизиологических практик (ушу, цигун, дао-инь и т. д.), диетология и тому подобное[33][34][35][36][37][38][39].

К китайской медицине также относится акупунктурная терапия (иглоукалывание) - направление в традиционной китайской медицине, в котором воздействие на организм осуществляется специальными иглами через особые точки на теле посредством введения их в эти точки и манипуляций ими. Считается, что эти точки находятся на меридианах, по которым циркулирует ци («жизненная энергия»). Метод используется для снятия боли или в лечебных целях[38][39][40][41].

Заключение

В рамках настоящего реферата была поставлена задача исследования вопроса области применимости научных и ненаучных методов познания и возможность их синтеза. Была рассмотрена область применимости научного метода познания и показано, что его применение для исследования субъективной природы сознания весьма затруднительно. Также были рассмотрены особенности и ограничения ненаучного метода познания, в результате чего был сделан вывод о том, что ненаучные методы познания без применения науки не могут претендовать на систему получения адекватных знаний, однако, могут служить неким генератором идей, которые при более детальном изучении могут претендовать на научность. Таким образом, напрашивается идея синтеза научных и ненаучных методов познания, который способен дать более эффективную систему приобретения знаний, также рассмотрены примеры успешного применения такого синтеза: исследования мозга медитирующих людей и китайская медицина.

Используемая литература

1. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.— 840 с. — на сайте.

2. Философия для аспирантов : учебное пособие / В. П. Кохановский [и др.]. — 2-е изд. — Ростов н/Д. : Феникс, 2003. — 448 с. — (Высшее образование).

3. С. И. Гришуин. Философия науки. Основные концепции и проблемы. Учбное пособие, изд. 2-е, исправленное – М:Книжный дом «Либроком», 2009 -224 с.

4. Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.), взято 27.09.2015 из http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/893/%D0%9F%D0%90%D0%A0%D0%90%D0%9D%D0%90%D0%A3%D0%A7%D0%9D%D0%9E%D0%95

5. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. – М.: Политиздат, 1990, 464 с.

6. Ерахтин А.В. Концепции современного естествознания: Метод. Материалы для самостоят. Работы. – Иваново, 2006

7. Забияко А. П. Медитация // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. / гл. ред. И. Т. Касавин. — М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2009. — 1248 с. — ISBN 978-5-88373-089-3.

8. Зигмунд Фрейд "О психоанализе". Издательство: "Алфавит" (1990). Формат: 145x210, 40 стр.

9. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб, 1998, Под редакцией Б. Д. Карвасарского

10. Эрик Берн Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играю люди. Москва, 2004, 480 с.

11. Пол, М. Черчленд и Патриция Смит Черчленд («Может ли машина мыслить?», «В мире науки», 1990, № 3, с. 14)

12. Савельев А. В. Эпистемология самопознания в нейрокомпьютерной парадигме // Философия науки, 2007, № 3 (34), с. 41—59.

13. Наука: возможности и границы (Отв. Ред. Е.А. Мамчур). – М.: Наука, 2003, 293 с.

14. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B3_%D0%B2_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B1%D0%B5, свободный. (Дата обращения 14.10.2015).

15. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0, свободный. (Дата обращения 14.10.2015).

16. Пол, М. Черчленд и Патриция Смит Черчленд («Может ли машина мыслить?», «В мире науки», 1990, № 3, с. 14)

17. Абачиев С. К. Подлинная наука и спекулятивная псевдонаука // Бюллетень «В защиту науки», 2008, вып. 3, стр. 56 — 76.

18. Александров Е. Б. Проблемы экспансии лженауки.

19. В. А. Бажанов, Конопкин А. М. О классификации подходов к определению псевдонауки [Текст] : традиции и новации // Эпистемология и философия науки. — 2012. — № 1. — С. 174-191.

20. ИА Интерфакс: В Москве по обвинению в мошенничестве задержан сектант Грабовой. 06.04.2006 г.: «Московская прокуратура разыскивала Г. Грабового в связи с обвинением его по статье „мошенничество“. Г. Грабовой взял деньги на „воскрешение“ детей Беслана, погибших в результате теракта.»

21. Российская газета: Колдуна вывели из «Космоса»: «Грабовой известен достаточно широко и тем, что он предлагал воскресить детей, погибших в результате теракта в Беслане»

22. Соколов-Митрич Д. В., Эрлих Г. В. АнтиГрабовой. Кто «воскрешает» наших мертвых? — М.: Эксмо, Яуза, 2006. — 320 с. — (АнтиМулдашев). — ISBN 5-87849-199-0, 978-5-87849-199-0.

23. Аюшеева Д. В. Интерпретация закона кармы современными тибетскими буддистами // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2010. — № 14. — С. 5—10. — ISSN 1994–0866.

24. Бхагават-гита, [Электронный ресурс]. Режим доступа http://pro-svet.at.ua/index/bkhagavad_gita/0-88, свободный (Дата обращения 04.10.2015)

25. Василенко Л. И. Медитация // Краткий религиозно-философский словарь. — М.: Истина и Жизнь, 1996. — 256 с.

26. Инайят Хан. "Суфийское послание о свободе духа. СПб, 1991

27. Кохановский В.Б., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фахти Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. – Ростовн/Д: Феникс, 2004, 608 с.

28. Истинная природа человека (души, сознания). Статья в Интернете [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://esoteric-land.ru/publ/vysshaja_mudrost_vedy/istinnaja_priroda_cheloveka_dushi_soznanija/1-1-0-14, свободный (Дата обращения 04.10.2015)

29. Берзин А.. Общий обзор буддийских практик, 1993

30. Каптен Ю. Основы медитации. Самара, 1992

31. Кришнамурти Дж. Первая и последняя свобода. Навстречу жизни. Харьков, 1994

32. Руниверс Гутов Е. В. Медитация // Современный философский словарь / Под общ. ред. д. ф. н. профессора В. Е. Кемерова. — 2-е изд., испр. и доп. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. — 1064 с. — ISBN 3-932173-35-Х.

33. Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Дзэн-буддизм. Бишкек, 1993

34. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B7, Свободный (Дата обращения 14.10.2015)

35. Кондаков И. М. Медитация // Психологический словарь. — 2000.

36. Корнев В. И. Медитация // Буддизм : Словарь / [Абаева Л. Л. и др.; Вступ. ст. Н. Л. Жуковской, В. И. Корнева, с. 5-26]. — М.: Республика, 1992. — 286 с. — ISBN 5-250-01657-X.

37. Кривицкий Л. В. Медитация // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с. — ISBN 985-6235-17-0.

38. Лувсан, Гаава. Традиционные и современные аспекты восточной медицины. — Московские учебники и Картолитография, 2000. — 408 с. — 50 000 экз. — ISBN 978-5-7853-0107-5.

39. Мачоча, Джовани. Основы китайской медицины. Подробное руководство для специалистов по акупунктуре и лечению травами. Пер. с англ. В 3-х т. — Москва : Рид Элсивер, 2011. — Т. 1—2. — 440 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91713-051-4.

40. Молостов В. Д. Иглотерапия и мануальная терапия. Практическое руководство по лечению заболеваний. — М.: Эксмо, 2008. — С. 784. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-24924-4.

41. Эмиль Кремер. Открытые глаза, раздел «Акупунктура». — Germany: Leinfelden-Echterdingen 1, 1991. — С. 75-81.