Чем дальше мы отдаляемся от даты гибели первопроходца космоса Героя Советского Союза полковника Юрия Алексеевича Гагарина, тем больше надеемся, что вот-вот истинные причины его смерти раскроются, несмотря на всю засекреченность результатов расследования.
Сами же тем временем продолжаем обсуждать различные правдоподобные, и не очень правдоподобные, а порой поистине мифические версии его последнего полета. Верим и сомневаемся. А может быть, и нет никакой тайны, и озвученная официально версия и есть истинная. О ней мы рассказывали ранее тут.
А теперь рассмотрим иные версии, родившиеся сразу после авиакатастрофы или по прошествии ряда лет.
Генерал-лейтенант авиации Сергей Михайлович Белоцерковский
По его мнению, в результате сложных метеоусловий, несовершенстве конструкции самолета и ненадлежащей работе радиолокационной службы, МиГ-15УТИ попал в вихревой поток другого близко летящего сверхзвукового самолета и сорвался в плоский штопор
Эта версия считается большинством специалистов наиболее вероятной и нашла свое расширенное продолжение в гипотезе Алексея Леонова.
Летчик-космонавт дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации А.А. Леонов
Версия Леонова стала самой популярной и больше всего растиражированной и обсуждаемой. У нее столько же сторонников, сколько и противников. Он считает, что виновником гибели Гагарина и Серегина был реактивный сверхзвуковой истребитель-перехватчик Су-15 ошибочно оказавшийся на близком расстоянии от МиГ-15УТИ.
Из-за плотной сплошной облачности, летчик Су-15 не видел самолет Гагарина-Серегина. Находясь от него в 10-20 метрах, летчик Су-15 резко увеличил тягу двигателя для достижения сверхзвуковой скорости и возмущенным потоком перевернул учебную «спарку», которая перейдя в резкое крутое пике, в течение минуты упала на землю.
Руководитель Центра подготовки космонавтов в 1963-1972 гг. Герой Советского Союза генерал-майор авиации Н.Ф. Кузнецов
Кузнецов выразил сомнение в здоровье Серегина, которого часто беспокоили сердечные боли, что и стало по его версии основной причиной трагедии.
Если у инструктора прихватило сердце, то он для облегчения боли мог отстегнуть все ремни. Приступ привел к потере сознания и непроизвольному перемещению его тела по кабине, которое в результате заклинило рычаги управления. Гагарину, сидящему в первой кабине, не было видно, что происходит с инструктором. Лишь поняв, что могло произойти, он некоторое время кружил над землей, надеясь, что Серегин придет в сознание. После выработки топлива истребитель, перейдя в пике, упал на землю.
Полную выработку топлива подтверждает отсутствие пожара на месте авиакатастрофы и не сгоревшие фрагменты тел, одежды и истребителя.
Заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации С. А. Микоян
За основу своей версии он взял нарушение герметичности кабины в результате удара о пролетающий метеозонд. Внезапная разгерметизация привела к потере сознания обоих летчиков. В результате самолет стал неуправляем, сорвался в пике и упал.
В подтверждение своих выводов, Микоян приводит факт присутствия на месте падения не всех элементов фонаря кабины, а лишь 60% от него. Все остальное по его мнение после удара о зонд рассеяло на большое расстояние.
Летчик-космонавт дважды Герой Советского Союза инженер подполковник запаса В. В. Аксенов
Аксенов предполагает, что последнее сообщение по радиосвязи было сделано в момент спокойного, на небольшой скорости, полета над верхним краем облаков. После выполнения задания и получения разрешения на разворот, летчикам необходимо было войти в плотную облачность, нижняя кромка которой была на высоте всего 600 метров от земли, о чем летчикам не было известно.
Резко с большой скоростью снижаясь в сплошной облачности, летчики не имели возможности ориентироваться по приборам. Выйдя из облаков, они не успели перевести самолет в горизонтальное положение, и под углом 50 градусов и скорости примерно 700-800 километров в час врезались в землю. Расстояние от нижней кромки облаков до земли они прошли приблизительно за три-четыре секунды.
Из всего сказанного Аксеновым становится понятно, что в результате резкого маневра для разворота самолет неожиданно свалился в скоростное крутое пике. Летчики, не успев катапультироваться, продолжали выводить самолет из вертикального положения, но на таком тяжелом самолете сделать это было весьма затруднительно. Тем более, что им не хватало примерно двухсотметрового запаса высоты.
Инженер-полковник ВВС России И. Кузнецов
Кузнецов тоже, как и Микоян считает, что летчики еще до падения самолета на землю были без сознания. Только причина этого не в попавшем в фонарь летящем предмете. Давление внутри самолета упало из-за незакрытого полностью сапуна, регулирующего его.
Обнаружив на высоте более 4000 метров, что герметичность кабины нарушена и давление падает, Гагарин предпринял слишком крутое снижение. В результате резкого перепада высоты оба пилота потеряли сознание, и неуправляемый самолет упал на землю.
Советский и российский ученый, один из начальников ЛИИ имени М.М. Громова, доктор технических наук, профессор А. Д. Миронов
Арсений Дмитриевич в составе комиссии принимал активное участие в расследовании причин авиакатастрофы. Воспроизведем некоторые его мысли относительно версий произошедшего и его личную гипотезу.
Комиссия обнародовала лишь те результаты, которые были наиболее угодны на тот период руководству страны.
- Зонд, от которого якобы уклонялся Гагарин, никто не видел и информацией никто не располагает ни о нем, ни даже о том, искали его члены комиссии или нет. А ведь наличие метеозонда это одна из составляющих официальной версии авиакатастрофы.
- Наличие облачности, тоже слабая причина для резкого маневра, поскольку практически весь полет экипаж находился в зоне облаков.
- Летная дисциплина в полку, в котором шлифовали свои летные навыки космонавты, была очень слабой. Только 27 марта были выявлены одиннадцать нарушений. К ним относятся и опоздание Серегина и вытекающее из него другое, когда в воздух, почти одновременно поднялись два истребителя, отрабатывающие задание в одном районе. Это, по мнению Миронова, и сыграло впоследствии роковую роль при принятии решения Гагариным.
- Задание, которое было дано «спарке» подразумевало отработку вне зоны облачности. И хотя облачность была сплошная, вылет все-таки состоялся.
Версия инженера Кузнецова не может иметь место по следующим причинам:
- в пассажирских самолетах на высоте выше 2500 метров включается наддув, чтобы создать безопасные и комфортные условия на больших высотах;
- военные летчики в силу своей подготовки могут летать без наддува до 4000 метров и при этом не терять сознание;
- разные по возрасту и физическому состоянию летчики не могли одновременно потерять сознание по той причине, что указал Кузнецов.
Версия Леонова о якобы ошибочно оказавшемся рядом сверхзвуковом самолете опровергается тем, что в тот день хоть и взлетали с Раменского аэродрома два истребителя Су-15, но:
- во-первых: работали они на высоте от 14 до 18 тысяч метров, и спускаться до 4 тысяч метров у них не было ни задания, ни смысла;
- во-вторых: один из истребителей вернулся на аэродром в момент доклада Гагарина по радиосвязи о выполнении задания, другой – вылетел с аэродрома спустя сорок минут после возвращения первого.
Радиообмен между 625-м и «землей» официально закончился в 10 часов 30 минут. После этого, других переговоров, где можно было бы услышать этот позывной, не было. Однако в эфире, без всякого позывного прозвучала фраза «Высота – две тысячи» и по времени она совпадала с периодом пикирования МиГ-15УТИ.
В это время в воздухе находились еще три самолета. Два МиГ-21 вели учебный бой на высоте 5000 метров. Еще на одном МиГ-15УТИ летчик обкатывал двигатель после ремонта. Это был именно тот самолет, который с разницей в три, а не положенных пятидесяти минут поднялся в воздух после Гагаринского. Хотя именно он то и вылетел по графику. Опоздала с вылетом, по вине Серегина, их с Гагариным спарка. Этот истребитель занимал эшелон в три тысячи метров. Значит, ни один из этих трех самолетов не мог выйти в эфир с сообщением о двух тысячах метров. Тем более, их полет происходил и закончился в штатном режиме, и при выходе в эфир, они обязательно бы послали свой позывной.
Итак, Гагарин, получив в 10 часов 30 минут разрешение на разворот в сторону Чкаловского аэродрома, начинает резкое снижение. При этом он отклонялся в ту сторону, где находился второй МиГ-15. Ввиду неисправности радиолокационных приборов, «земля» не контролировала полет Гагаринской «спарки» и не могла им вовремя подсказать об отклонении. Скорость снижения была достаточно высокой – 170 метров в секунду. Буквально через несколько секунд «спарка» оказалась на эшелоне 3000 метров и из-за сплошной облачности чуть не наскочила на второй МиГ-15. Уходя от столкновения, Гагарин сделал резкий вираж, и самолет свалился в штопор. Вот, как раз после этого и могла прозвучать фраза о двух тысячах. Больше ничего экипаж сказать не успел. Выйдя из облаков вертикально в шестистах метрах над землей, летчики отчаянно пытались выйти из пике, но ни высоты, ни времени им не хватило.
При изучении фразы «Высота-две тысячи», специалисты по тембру голоса пришли к выводу, что человек, произносивший ее, был в чрезвычайно возбужденном состоянии.
Вероятнее всего в это время Гагарин с Серегиным в штопоре неслись в бессмертие.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен-канал «История» (https://zen.yandex.ru/history_world) и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.