В декабре 2018 года в большинстве федеральных и региональных СМИ появилась информация о том, что в России хотят снизить значение бесштрафного порога за превышение скорости.
На сегодня величина этого порога составляет 20 км/ч. То есть, если установлено ограничение скорости 40 км/ч., то водитель может разогнать своё транспортное средство до 59 км/ч., если установлено 60 км/ч. - до 79 км/ч. и т.д., не думая о том, что его могут привлечь к административной ответственности. Такое стало возможным после внесения в 2013 году в Кодекс РФ об административных правонарушения (КоАП) изменений, согласно которым ч. 1 ст. 12.9 КоАП была отменена. До этого бесштрафной порог составлял 10 км/ч.
Примечательно, что данную идею выразил глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. Идея была поддержана начальником ГУОБДД МВД России Михаилом Черниковым с оговоркой, что перед этим необходимо произвести ревизию улично-дорожной сети, а также министром транспорта России Евгением Дитрихом, который отметил, что министерство поддержит снижение нештрафуемого порога до +10 км/ч.
Принять по данному вопросу окончательное решение обещано до 1 марта 2019 года.
Что мы имеем в итоге?
Проанализировав хронологию принятия в 2013 году изменений в КоАП РФ в части повышения значения бесштрафного порога за превышение скорости (проект федерального закона № 226369-6 ), я не нашел мотивировки такого повышения. При этом, в пояснительной записке к законопроекту говорилось о том, что
Положение дел в сфере безопасности дорожного движения приобретает черты глобального кризиса: это вызвано и огромным ростом автомобильного парка, и пренебрежительным отношением водителей к правилам дорожного движения, и отсутствием общей правовой культуры участников дорожного движения, крайним выражением которого является управление автомобилем в пьяном виде, причем не в легкой степени, а в нередких случаях - в полуобморочном состоянии.
Хорошо! На тот момент определили, что есть проблемы в сфере безопасности дорожного движения и их необходимо решать. Вот только каким образом повышение значения бесштрафного порога за превышение скорости могло помочь решить эти проблемы? При том, что одними из первопричин указанных выше проблем названы "пренебрежительное отношение водителей к правилам дорожного движения, и отсутствие общей правовой культуры участников дорожного движения".
Законопроект принят, опубликован, вступил в силу и действует по сей день.
На мой взгляд, повышение этого порога наоборот предоставило водителям возможность "легального" нарушения предписаний правил дорожного движения в части превышения разрешенной максимальной скорости движения транспортных средств. Что, конечно же, не обезопасило ситуацию на дорогах и не решило проблемы пренебрежительного отношения водителей к правилам дорожного движения. Теперь в головах у водителей прижилась та мысль, что всегда есть те +20 км/ч., которые гарантируют ему, что он не "попадет" на административный штраф.
Тем не менее, законодатели могут вернуться к "старым добрым" +10 км/ч., а то и вовсе могут установить 2, 3 или 5 км/ч., подобно некоторым городам Европы. Объясняется это тем, что данный порог "прямо зависит от количества погибших на улично-дорожной сети", а также, что "это решение повысит дисциплину вождения и уменьшит нарушения".
Полагаю, что указанное понижение порога приведет лишь к тому, что возрастет количество административный правонарушений в части превышения скорости движения, поскольку водители уже привыкли к действующим правилам "игры" и им сложно будет плавно адаптироваться к новым правилам.
Предлагаем
Помимо прочего, для достижения цели дисциплинировать водителей и понизить количество нарушений, необходимо повысить размеры административных штрафов за превышение скорости движения. Указанное, на мой взгляд, будет более действенным, нежели понижение бесштрафного порога.
Возможно, следует дифференцировать бесштрафной порог за превышение скорости в населенном пункте и на автомагистрали. В первом случае - понизить, а во втором - оставить как есть.
Вопрос
Тем не менее, не раскрытым остается вполне логичный вопрос: для чего было повышать значение бесштрафного порога за превышение скорости, а спустя несколько лет понижать его до предыдущего значения (возможно и меньшего)?