В этом номере Заметок о Германии речь пойдет о поддержании порядка на дорогах.
Добиться от водителей приличного поведения на трассе немцы смогли довольно очевидным, хоть и не сильно популярным решением: жесткими штрафами, не только кидающими тень на биографию гражданина, но и больно бьющими по его карману.
Штрафы за превышение скорости
Начнем обзор штрафов с нарушений скоростного ограничения. Здесь прямо как в анекдотах про немецкую педантичность — всё расписано с точностью до километра:
до 10 км\ч — 10€
от 11 до 15 км\ч — 20€
от 16 до 20 км\ч — 30€
За превышение скорости более чем на 20 км\ч размер штрафов резко вырастает, а водителю начисляются штрафные баллы. При получении 8 таких очков водитель лишается водительских прав минимум на 6 месяцев.
от 21 до 25 км\ч — 70€ и 1 штрафной балл
от 26 до 30 км\ч — 80€ и 1 штрафной балл
от 31 до 40 км\ч — 120€ и 1 штрафной балл
За превышение скорости более чем на 40 км\ч количество штрафных баллов удваивается, а водителю запрещается водить авто в течении некоторого времени.
от 41 до 50 км\ч — 160€, 2 штрафных балла и месяц запрета
от 51 до 60 км\ч — 240€ и 2 штрафных балла и месяц запрета
от 61 до 70 км\ч — 440€, 2 штрафных балла и два месяца запрета
от 70 км\ч и выше — 600€, 2 штрафных балла и три месяца запрета
За единовременное получение трёх штрафных баллов права незамедлительно изымаются, причем возвращаются они не автоматически, а по заявлению, при подаче которого нарушителю зачастую выдвигаются определенные условия, вроде прохождения медико-психологического обследования.
Штрафные баллы снимаются с водителя в течении времени, однако происходит это совсем не быстро: ради удаления одного балла придется записаться на специальные курсы, пройти которые можно только раз в пять лет или ждать около двух лет, пока балл не «сгорит» сам. А вот три штрафных балла полученных единовременно будут числиться за водителем целых 10 лет.
Проезд на красный свет
Проскочить на красный сигнал светофора в Германии обойдется в 90€ и один штрафной балл, и это только в том в случае, если рядом с нарушителем никого не было. Если же «проскочун» представлял опасность для других автомобилей или пешеходов, то штраф немедленно вырастает до 200€, двух баллов и одного месяца запрета водить авто.
Но вышеописанные штрафы применимы именно для тех решил проскочить в последний момент. С принципиально игнорирующими светофор разговор совсем другой.
За проезд на красный сигнал светофора, который горел более 1 секунды штраф составляет 320 евро и изъятие прав, а водителю грозит тюремное заключение сроком до пяти лет. В случае причинения вреда штрафы становятся еще больше.
Вождение в нетрезвом виде
Сесть за руль выпившим — верный путь получить сразу три штрафных балла и лишится водительских прав. Для этого достаточно самого безобидного ДТП и 0,3 промилле алкоголя в крови. Кстати, даже за эти же три промилле можно сесть в тюрьму.
Если же водитель никому не навредил, но катался подшофе, то ему светит штраф в 500€ и 1 месяц запрета на вождение, причем каждое последующее задержание до 0,5 промилле будет стоить ещё на 500€ дороже. Катающиеся с более чем 1,1 промилле в крови немедленно лишаются прав и имеют неплохие шансы оказаться в комфортабельной немецкой тюрьме.
Прочее
Полный список штрафов за нарушение ПДД довольно обширен и описать его целиком было бы довольно накладно, потому ниже перечислю несколько особо занимательных, на мой взгляд, штрафов.
Неправильная парковка — до 60€
Загрязнение окружающей среды или других участников движения — до 80€
Разговор по телефону во время движения — от 100€
Отказ пропустить машину со спец сигналом — от 200€
Пересечение сплошной полосы — до 300€
Несоблюдение дистанции — до 400€
Участие в нелегальных гонках — лишение прав и до 10 лет тюремного заключения.
Итоги
За нарушение ПДД в Германии действуют жесткие штрафы с «системой накопления», размер которых может достигать до трети средней зарплаты по стране. Нарушения фиксируются не засадами ДПС, а многочисленными камерами и прочей техникой, причем способы обхода этой системы также наказуемы: устанавливать в автомобиле детекторы камер и радаров в Германии запрещено.
Другими словами, немецкие штрафы достаточно высоки, чтобы от них нельзя было отмахнуться даже состоятельным гражданам, а наказание практически неотвратимо из-за вездесущих камер.
Результат, как говорится, на лицо: согласно немецкой статистике за 2017 год авто-аварии унесли чуть более 3 тысяч жизней. По заявлениям ГИБДД, за этот же отрезок времени в России погибло почти в шесть раз больше — 19.088 человек, при том что размеры автопарков и количество выдаваемых прав в год почти одинаковы в обеих странах: 43,8 млн авто и 1,65 млн. прав в год в Германии против 49,7 млн авто и 1,33 млн прав в год в РФ (по состоянию на 2017 год).
На этом всё. Спасибо за внимание и до встречи в Сети.
VK YouTube