Найти в Дзене
Societé Turbo

ГАЗ-19. Фургон, который не успел...

Недавно я получил гневный комментарий от одного из читателей за то, что обозвал прототип ГАЗ-19 (о котором идет речь сегодня) «полукустарной крышей на ГАЗ-69». Признаю свою ошибку, исправляюсь, пишу новую статью о этой, не самой широкоизвестной машине Горьковского Автозавода. Следов ГАЗ-19 мне не удалось найти в архиве журнала «За Рулём», а журнал «Моделист-Конструктор» лишь вскользь упоминает о нём, как об одной из модификаций, не пошедшей в серию. Тем не менее, машина интересна. Хотя бы тем, что является частью нашей автоистории, которая и так небогата моделями и марками. А ещё тем, что это очень симпатичный заднеприводный фургон. Сегодня, будучи хорошо отреставрированным, такой ГАЗик украсил бы любую выставку, музей, частную коллекцию. И совершенно неподражаемо смотрелся бы в качестве фургона, подвозящего каждое утро булочки в какое-нибудь уютное кафе Выборга или Сортавалы…
Но это всё мечты. Таких машин было сделано всего 2: ГАЗ-19 — цельнометаллический фургон с вышт
Оглавление
ГАЗ-19А Связной фургон на базе ГАЗ-69
ГАЗ-19А Связной фургон на базе ГАЗ-69

Недавно я получил гневный комментарий от одного из читателей за то, что обозвал прототип ГАЗ-19 (о котором идет речь сегодня) «полукустарной крышей на ГАЗ-69». Признаю свою ошибку, исправляюсь, пишу новую статью о этой, не самой широкоизвестной машине Горьковского Автозавода.

Следов ГАЗ-19 мне не удалось найти в архиве журнала «За Рулём», а журнал «Моделист-Конструктор» лишь вскользь упоминает о нём, как об одной из модификаций, не пошедшей в серию. Тем не менее, машина интересна. Хотя бы тем, что является частью нашей автоистории, которая и так небогата моделями и марками. А ещё тем, что это очень симпатичный заднеприводный фургон. Сегодня, будучи хорошо отреставрированным, такой ГАЗик украсил бы любую выставку, музей, частную коллекцию. И совершенно неподражаемо смотрелся бы в качестве фургона, подвозящего каждое утро булочки в какое-нибудь уютное кафе Выборга или Сортавалы…

Но это всё мечты. Таких машин было сделано всего 2: ГАЗ-19 — цельнометаллический фургон с выштамповками на боковинах и ГАЗ-19А — почтовый фургон со стеклами и решётками. Нужная народному хозяйству машина в серию не пошла. Серьёзных причин тому, на мой взгляд, несколько:

  • Началась передача производства ГАЗ-69 на Ульяновский Завод;
  • Горьковский Завод в тот момент готовил производство целого ряда новых моделей, поэтому освоение новых штампов и прессформ было бы проблематичным;
  • Невыгодное отношение невысокой грузоподъёмности (600кг) к собственной массе, увеличившейся за счет замены брезентового верха на стальную крышу.

Другие источники называют еще несколько причин:

  • Необходимость освоения новой детали — кованного неприводного переднего моста;
  • «Появление» автомобилей УАЗ-450/451 с более выгодной бескапотной компоновкой и большей грузоподъёмности (800 кг);
  • <<сравнительно небольшая потребность в автомобиле такого типа, делавшая организацию его производства экономически невыгодной>>

Но с этими причинами я согласиться не могу. Наивно было бы считать неприводной мост проблемой для ГАЗа. Задание на проектирование автомобиля, который в 1958 пошёл в производство, как УАЗ-450, поступило на Ульяновский завод весной 1955. Скорее всего как раз из-за того, что уже построенные ГАЗ-19 посчитали не очень удачными. Ну а третья причина — «небольшая потребность», на мой взгляд дискредитирует сама себя. Ведь заднеприводный преемник — УАЗ-451 не только пошёл в производство, но и выпускался долгое время.

ГАЗ-19А фургон с окнами в боковинах
ГАЗ-19А фургон с окнами в боковинах

Преемник

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 7.01.1958 года Отделом Главного конструктора Ульяновского автозавода разработан технический проект семейства заднеприводных автомобилей. Оно получило общий индекс 451.
Wikipedia

Более совершенное семейство автомобилей — УАЗ-451, заднеприводные машины вагонной (бесскапотной) комповки производили на Ульяновском заводе с 1961 по 1982 годы. Машины с кузовами цельнометаллический фургон, микроавтобус и бортовой грузовик в одиночку закрывали нишу лёгких развозных грузовых и грузопассажирских машин грузоподъёмностью до 800, а затем до 1000кг

Технические характеристики

Двигатель: ГАЗ-20(69)
Тип: 4х тактный
Кол-во цилиндров: 4
Кол-во клапанов: 8
Объём, см3: 2120
Максимальная мощность, л.с.:  55
Максимальный крутящий момент, Нм: ?
Максимальная скорость, км/ч: ?
Разгон до 100км/ч, с: ?
Расход топлива, л/100 км: ?
Диаметр цилиндра, мм: 82
Ход поршня, мм: 100
Степень сжатия: 6,2-6,5
Карбюратор: К-22Д
Топливо: А-72
Охлаждение: жидкостное
Трансмиссия: механическая 3х ступенчатая 
Длина, мм: 3850
Ширина, мм: 1750
Высота, мм: 2030
Клиренс, мм: 210
Колёсная база, мм: 2300
Колея задняя, мм: 1440
Колея передняя, мм: 1440
Масса, кг: ?
Грузоподъёмность, кг: 600
Объём бака, л: 

Чертёж ГАЗ-19 с основными размерами
Чертёж ГАЗ-19 с основными размерами