Япония и Южная Корея подняли истребители с тем, чтобы сопровождать китайский военный самолет-разведчик, который пролетел близко к их воздушному пространству. Подобными пролетами Пекин стремится усилить наблюдение за двумя военными союзниками США в регионе. Как сообщило агентство Yonhap, самолет Народно-освободительной армии КНР, который, как полагают, является разведывательным самолетом типа Y-9, вошел в зону идентификации ПВО Южной Кореи три раза в течение дня, не сообщая о своих намерениях. По словам официального представителя Объединенного комитета начальников штабов Южной Кореи, китайский самолет впервые прилетел в зону из района, близкого к островам Чеджу и Иэо, в 10:21 утра и пробыл там около часа. Последующие визиты состоялись в 11:54 и 14:14. Министерство обороны в Сеуле впоследствии вызвало военного атташе посольства Китая. В сообщении агентства Yonhap уточняется, что китайские военные самолеты были замечены в этой зоне уже восемь. Также как и в Республике Корее, министерство обороны Японии заявило, что их истребители были развернуты для наблюдения за китайским самолетом Y-9, который пролетел над Японским морем из Корейского пролива. Токио не стал вдаваться в подробности этого инцидента.
Отставной полковник НОАК и военный комментатор в Пекине Юэ Ган, сказал, что разведывательные полеты, скорее всего, были направлены на то, чтобы дать Пекину лучшее понимание военной деятельности в регионе, после того, как американские бомбардировщики B-52, способные нести ядерное оружие, недавно пролетели над Южным и Восточно-китайским морями. «Такие полеты станут рутинными, поскольку Китай должен четко понимать военные угрозы на нашем пороге», – сказал Ган, ссылаясь на решение Сеула в 2016 году развернуть поддерживаемую США противоракетную систему, известную как Terminal High Altitude Area Defence (THAAD), которую Пекин рассматривает как угрозу своей национальной безопасности.
Система, которая расположена на бывшем поле для гольфа примерно в 200 км к югу от Сеула, вызвала годичное дипломатическое противостояние между двумя странами, которое закончилось только в декабре прошлого года, когда Сеул пообещал не развертывать никаких дополнительных батарей THAAD. «Мощный радар THAAD может зондировать китайскую территорию вплоть до центрального Китая и Сианя на северо-западе страны, и это все ключевые области для национальной безопасности», – добавил Ган. Что же касается полета в японскую зону опознавания ПВО, то Ган сказал, что это, возможно, было связано с недавним решением Токио разместить у себя два американских ракетных перехватчика Aegis на суше, что также беспокоит Пекин с точки зрения национальной безопасности. По мнению Гана, такие полеты станут рутинными в будущем и, возможно, более частыми, поскольку такая практика разрешена международным правом.
Зоны идентификации ПВО включают воздушное пространство над сушей и водой, в котором идентификация, местонахождение и управление воздушными судами осуществляются в интересах национальной безопасности. Однако эта концепция не определена ни в одном международном договоре и не регулируется каким-либо международным органом.