Нет такого преступления, на которое не пойдет женщина, чтобы попасть в стандарты красоты. Ни разу не задумавшись, какие тайные комплексы мужчин или явные пороки эпохи породили очередные идеальные параметры, бедняжки легко шли на самые чудовищные эксперименты.
Про уродок и людей: бинтование ног
Почему многие века китайские женщины бинтовали себе ноги? В истоках варварской традиции лежит заурядное мужское чувство собственника. Если перебить потенциальной изменнице ноги – это надежно обезопасит от измен раз и навсегда.
Когда девочке исполнялось пять лет, ее мать брала длинный бинт, и с невероятной силой пригибала к подошве пальцы ног (иногда их просто ломали, чтобы не возиться). Поджатые пальцы туго прибинтовывались, чтобы максимально тесно свести пятку и подошву. В итоге ступня расти действительно переставала. Но зато посередине ее образовывалась складка, которая с годами становилась все глубже и глубже. Постепенно изуродованная нога начинала все больше походить на неуклюже сработанный башмак с каблуком (в роли каблука выступала отделенная складкой пятка).
Под этой вечной повязкой плоть загнивала. Иногда часть ступни отваливалась, а несколько пальцев атрофировались. Так что муки андерсеновской Русалочки были ничем по сравнению с повседневными муками китаянок. Китайские поэты воспевали красоту 10-сантиметровой ноги (эта длина считалась идеальной). Мужчин она возбуждала завесой секретности, ведь они никогда не видели ступню без обуви. Даже в постель китаянки всегда ложились обутыми.
Изуродованным инвалидкам ничего не оставалось, как полностью сосредоточиться на домашних обязанностях. Поразительно, но стопы-копыта считались единственно возможной формой для приличной девушки вплоть до ХХ века. Барышня с незабинтованными стопами не имела ни малейших шансов удачно выйти замуж. Даже маньчжурские завоеватели, выпустившие в 1664 году указ с запретом бинтовать ноги, не смогли добиться его выполнения. Лишь революция 1911 года, свергнувшая династию Цин и провозгласившая республику, смогла окончательно покончить с этим варварским обычаем.
Под стать Котовскому: выбривание лба
Если посмотреть на портреты красавиц Италии, Франции и Нидерландов XV века, то в глаза бросаются их длинные шеи, мертвенная бледность и сократовские лбы. А все потому, что три этих внешних качества считались идеалом женской красоты того времени.
Благородная бледность придавалась лицу с помощью белил. Основными их компонентами были свинец и уксус. Всасываясь в кровь, свинец вызывал серьезные нарушения иммунной системы и внутренних органов. Вечно раздраженные, страдающие бессонницей, плохо соображающие – привычные черты характера дам, сумевших попасть в вожделенный образ бледной немочи. А ведь были еще и отбеливающие кремы на основе ртути…
Если даже эти средства казались дамам недостаточными, в ход шли пиявки и кровопускания. Иные модницы вскрывали себе вены по несколько раз на дню. Неудивительно, что хроническая анемия была их вечным диагнозом.
Чтобы создать впечатление лебединой шеи, дамы сбривали волосы на затылке. А ради сократовского лба начисто выщипывали брови и все волосы от линии лба до макушки. Технология была изуверской. Для получения идеальной лысины дамы с остервенением прокатывали по коже хлебный мякиш – чтобы оторвать совсем невидимые волоски. И затем заливали выкорчеванное место смесью, в состав которой входила негашеная известь. Затем в ход шел крем с совсем уже варварским составом – из крови летучих мышей и лягушек, перемешанной с золой.
Что же породило столь странные представления о красоте? Мужчины, будем справедливы, в данном случае вообще не выступали инициаторами эталона красоты. Им стали сами дамы, маскирующие под моду признаки рахита, которым (наряду с цингой) тогда Европа страдала повсеместно.
Причина – чисто климатическая: малый ледниковый период. Начиная с XIV века климат резко поменялся: снег мог запросто выпасть летом, погубив урожай. Хроническая нехватка солнца, почти полное отсутствие фруктов и овощей приводили к тому, что европейцы испытывали постоянный дефицит витаминов. Кухня аристократов не зря изобилует «фальшивыми зайцами», «фальшивыми куропатками» -- мясо перетиралось до состояния кашицы, потом его скрепляли яйцами и мукой и лепили муляж животного, чтобы обжарить. Только в этом случае знать могла еду разжевать своими щербатыми ртами. Вот почему аристократы на парадных портретах никогда не улыбаются – не желают показывать провалы в зубах. И вот почему бледные (первый симптом рахита!), лысеющие (второй симптом рахита) дамы предпочли возвести признаки болезни в абсолют и выдать за несметную красоту.
А что еще им оставалось делать?..
Леди в лиловом: ядовитые красители
Визитной карточкой Викторианской эпохи (1837–1901 годы) стала мода на лиловое. А вместе с ней и на ткани розовых, красных, голубых и зеленых оттенков. Из них шили платья, нижнее белье. Эти же цвета приветствовались в обоях, шторах, коврах и драпировках.
Между тем в основе новых химических красителей, были крайне вредные вещества: мышьяк, красный и белый свинец. Урон здоровью они наносили ужасный. Любой перепад температуры или влажности приводил к тому, что мельчайшие частицы проникали в организм через дыхательные пути или через поры кожи, отравляя его.
Но модное – значит отличное. В эту пору критерии красоты уже диктует реклама. Дамы не только сами одеваются в модные цвета, но и затягивают цветными чехлами мебель. Неудивительно, что викторианская дама – существо чахлое, вечно страдает мигренями, чуть что – хлопается в обморок. Ядовитые красители были, однако не единственной причиной женских недомоганий. Добавьте к этому корсет, не дающий вздохнуть полной грудью. Плюс газовое освещение, от которого постоянно ломило виски.
Проблема с использованием ядовитых красителей стояла столь остро, что в 1862 году Чарльз Дарвин опубликовал в «Таймс» рекомендации доктора Лезави, позволяющие леди безошибочно определить, есть ли в покупаемой ими одежде или обоях опасные яды: «Капли аммиака или нашатырного спирта капните на зеленые листья рисунка ваших обоев или платья. Если они станут голубыми, то это определит наличие мышьяка, с помощью которого зеленый цвет выделяется из меди. Если каждая леди вместо привычной нюхательной соли будет носить с собой флакончик нашатырного спирта, то одна его капля на материал, вызывающий сомнения, сможет помочь их разрешить».
После этого все женщины дружно положили в сумочки нашатырь. Традиция эта продержалась до середины ХХ века, хотя к тому моменту дамы уже давно забыли, ради чего они таскают флакончики с нашатырным спиртом.
Ваша кожа засияет: косметика с радиацией
Казалось бы, к ХХ веку – эре научно-технической революции и повальной грамотности – членовредительство, связанное с желанием быть красивой и модной, должно было сойти на нет. Однако появились новые технологии, которые опирались на только что открытый мирный атом.
Первой ласточкой стала британская фирма Radior. В1920-х она выпустила на рынок косметические средства с частицами радия. Дамам, желающим сохранить молодость и здоровье, любезно предлагались ночной крем, пудра, молочко для умывания, мыло для рук и тоник для волос. И вскоре женщины всей Европы опробовали на себе чудодейственный Radior.
Само собой, Франция тут же дала Туманному Альбиону достойный ответ, предложив не менее продвинутую продукцию фирмы Tho-Radia: губную помаду, очищающее молочко, пудру, зубную пасту, а также крем для лица. Из рекламных буклетов покупательницы могли узнать, что компания, в отличие от конкурентов, использует научный подход к вопросу красоты и что пудру и крем Tho-Radia разработал сам доктор Альфред Кюри. С точки зрения маркетинга это был гениальный ход. Фамилия Кюри была на слуху, а то, что доктор не имел ни малейшего отношения ни к Марии, ни к Фредерику Жолио-Кюри, являлось делом десятым.
В рекордно короткий срок производителю удалось вбить в прелестные головки мысль, что для пудры и кремов от Кюри нет невозможного. Они отлично справляются с прыщами и бородавками, избавляют от жира и морщин, подтягивают, устраняют пигментацию и делают кожу лица шелковистой. А главное – сияющей! Последнее утверждение было единственной правдой в этом потоке лжи: крем для лица содержал 0,5 г тория и 0,25 мг бромида радия на каждые 100 г продукта, так что кожа реально по мере накопления радиоактивных элементов могла начать светиться в темноте. В конечном итоге это приводило к торжеству поговорки «ни кожи ни рожи». Но дамы до поры до времени об этом не подозревали.
Автор: Дмитрий Лычковский
Читайте: "Женщина в губах". Беседа с аналитиком моды -- здесь
(с) "Лилит"