Найти тему
Alexander Shmidke

О фильме "Т-34", подмене реальности вымыслом и пересмотре истории

Посмотрел "Т-34". Художественные достоинства фильма подробно описывать смысла нет. Отличный кинематографический junk food, сдобренный литром сладкой, как патока, газировки. Понимаешь, что глупо и вредно, но проглатываешь быстро и без раскаяния. Все штампы употреблены точно и к месту, с математической выверенностью. Продюсера можно уверенно назвать отличным мастером своего ремесла. Эстеты с историками поморщатся, но не они делают кассу, а остальным отлично зайдёт под пивко и чипсоны, хруст которых едва не заглушал выстрелы на моём сеансе.

На самом деле, я даже оказался благодарен этому фильму за ответ на мучивший меня давно вопрос. Правда заключается в том, что за небольшими исключениями, никого не интересует не только пресловутая историческая правда, но и сама реальность. И память о Победе - не более, чем эскапистский миф на потребу политическому моменту, в чём без лишней застенчивости признаётся Мединский и его подпевалы. Потому у нас так и не сняли и не хотят снимать фильмы о реальных героях, память о которых постепенно "теряется во времени, как слёзы под дождём". Потому американцы многотысячными толпами идут на пляжи Нормандии, а на полях под Ипром и Соммой не протолкнуться от англичан. Кладбища их солдат выглядят чище, чем иные больницы у нас, а я недавно тащил американцев через глубокий снег к едва видной под сугробами братской могиле погибших на Дороге Жизни, которая находится в 10 метрах от шоссе.

И всё же нет мифа без зерна правды, и пусть оставшись неназванными, в фильме нашли отражение настоящие подвиги советских танкистов. Причём были они порой более драматическими и невероятными, чем придумки сценариста, который, как я подозреваю, всё же хотя бы поверхностно ознакомился с историческими источниками. Уничтожение целой роты немецких танков экипажем лейтенанта Гудзя произошло под Нефедьево (в фильме - Нефёдово), на которое ссылаются в фильме, только на несколько дней позже указанной даты. Танковый таран и развороты пушек в непосредственной близости друг от друга, а также захват вражеского танка (причём не Пантеры, а целого Тигра) сильно напоминают бой Мнацаканова под Скворицами. Танковый "балет" напоминает "танец малютки" Осатюка. Эпизод с пивом в немецком городке, скорее всего, списан с захватом центра Вены танкистами Дмитрия Лозы, когда всему составу его батальона в перерыве между боями был организован обед с французским шампанским в первоклассном ресторане. Среди персонажей фильма, как водится, фигурирует целый интернационал, среди которого в назидательно-политических целях присутствует малоросс с обязательным густым южным говором. Если создатели фильма пошли на такой неординарный ход, как рукопожатие с немецким танкистом, то даже странно, что в экипаж танка не был включён этнический немец, как это было в реальном бою у хутора Новая Надежда под Сталинградом. Но заряжающий Феодосий Ганус, облитый фашистами горящим бензином вместе со своим русским экипажем и получивший Звезду Героя лишь через много лет, видимо, оказался в меньшей степени достоин даже абстрактной кинематографической ссылки на себя, чем мифический Клаус Ягер.

Ну и насчёт рукопожатия, о котором часто упоминают в рецензиях как о важном смысловом эпизоде. Когда Алексея Севастьянова привели в комнату, где допрашивали пилота сбитого им воздушным тараном пилота Хейнкеля, тот встал и протянул ему руку в знак признания его отваги. Севастьянов жест не оценил и руки не принял. Я не могу знать всех подобных случаев на войне, но единственный известный мне пример именно таков.

Рукопожатие это следует из всей логики фильма, где война представляется рыцарским поединком, причём не реальным, а историей из романтических романов о рыцарях более позднего времени. Не случайно последняя сцена напоминает столкновение одетых в полный доспех рыцарей на турнире. Что-то подобное действительно случалось на Западном фронте, но здесь такие истории происходили один раз на миллион. И если у этого фильма, являющегося фантастической выдумкой от начала и до конца, и есть настоящий грех перед историей, то он заключается именно в измене её духу, а не букве.

На самом деле, нанесших им серьёзные потери противников немцы очень не любили, и расправлялись с ними без каких-либо донкихотских сантиментов и признания заслуг. Особенно сразу после боя, "по горячим следам". Наверняка многим известно сделанное по немецким фотографиям расследование поисковиков, которые нашли на Крайнем Севере могилы советских солдат, убитых после сдачи в плен. Вина их заключалась в уничтожении немецкой разведгруппы, которую они поймали в засаду и расстреляли как в тире. Над сбитыми лётчиками Пилютовым и Горгулём немецкие истребители устраивали "карусель", поливая их, истекавших кровью на ладожском льду, пулемётными очередями за то, что они посмели сбить по паре самолётов с их товарищами за штурвалом. Такие примеры можно долго перечислять.

Я не считаю, что в таком, исторически неверном восприятии войны, есть некий вредительский идеологический умысел авторов. Во-первых, им просто хотелось сделать этакую кинострелялку по мотивам World of Tanks с патриотическим пафосом, что им в целом удалось. Во-вторых, живо в нашем народе желание быть признанным Немцем или Западом, проистекающее от того цивилизационного комплекса, о который сломали копья немало русских философов. В-третьих, отчасти это обусловлено нежеланием заглядывать в ту бездну, которой была та война, и простая и понятная модель компьютерной игры по правилам выглядит куда приятнее и привлекательнее. Да и разухабистый боевик при таком подходе не снимешь. А что до исторической правды и памяти, то мы её сами ежедневно выбираем, и лишь от нас, а не от документов, историков и даже памятников на братских могилах зависит, что останется в скрижалях будущего. Главное, чтобы не пришлось потом платить за невыученные уроки и за беспамятство.