Известный персонаж на рынке - Марк Бениофф заявил, что правительство должно начать регулировать bigtech, как регулирует табачную промышленность, в частности, начать надо с Facebook.
И так разберёмся. Кто заявил, о чём сказал и, что, действительно, нужно делать.
В Америке появилась своя Яровая, но в мужском исполнении. Генеральный директор всемирно известной компании Salesforce Марк Бениофф на этой неделе возобновил свою атаку на Facebook, проводя параллели с курением, он дословно сказал следующее: «Вы посмотрите на то, что происходит с такими компаниями, как Facebook – это новые сигареты. Это затягивает, это не хорошо для вас, есть люди, которые пытаются заставить вас использовать его вопреки тому, что вы полностью не осознаете, то, что делаете». Он добавил, что регулирование необходимо ещё и потому, что Facebook имеет целевую аудиторию детей. Просто у них нет Вконтакте, поэтому он только Facebook крушит своим праведным гневом.
Хотя он уже немного подотстал, сейчас у молодёжи 15 лет и младше тренд совсем иной: они наоборот стараются быть «нигде», т.е. ни в каких сетях, нигде не отсвечивать.
Маркетологи обратите внимание на этот тренд. Мало кто про него говорит, но он есть. Ритейлеры теряют ещё один канал коммуникации с покупателем. Об этом стоит поговорить чуть больше отдельно.
Но вернёмся к «буйному» Марку.
Если посмотреть на эту проблему шире и убрать эмоциональную составляющую, которая присутствует в заявлениях Марка Бениоффа, то безусловно он прав. В материальном мире есть закон об естественных монополиях, которые подлежат жёсткому регулированию, в частности железные дороги, электротехнические сети, водоснабжение и т.п. Очевидно, что в мировом масштабе образовались компании bigtech, которые представляют из себя абсолютных монополистов: Google, Amazon, Apple, Microsoft.
Стоит отметить, что всего две страны в мире - Россия и Китай - смогли на своих локальных рынках противостоять этим компаниям. В той или иной мере они имеют аналоги американских bigtech компаний.
В чём же основная проблема? Благодаря почти безграничным бюджетам, полученным на первых этапах от инвесторов, эти компании в своё время сделав технологический рывок, сейчас являются тормозом для развития мелких стартапов.
Это легко увидеть даже на российских примерах, когда Yandex, имея безграничные возможности по привлечению трафика, обладая высокими бюджетами, бесчисленными отрядами программистов, создаёт сервисы в различных нишах, которые никак с поиском не связаны. Заходя в такие ниши, он полностью выжигает поляну для других игроков, так было с такси, каршерингом, навигатором и т.д.
Можно ещё было бы пережить снижение конкуренции, замедление прогресса, но хлебом этих компаний являются персональные данные, а это уже касается каждого.
Очевидно, что госрегулирование во всех странах затронет все эти компании рано или поздно, ну, а если этого не произойдёт, то можно тогда переименовать:
РФ - в Федерацию Яндекса,
США и все страны, где доминирует пятёрка bigtech, – в Соединённые штаты Амазона, Фейсбука, Гугла и Майкрософта,
и наконец
КНР – в Народная республика Алибабы.
Теперь вы понимаете, насколько важны сейчас IT компании в мировом масштабе и для ритейла в частности?
Спешите внедрить технологии в свои магазины, чтобы как Россия и Китай сейчас противостоят американской пятёрке bigtech, так и вы смогли бы на своём рынке противостоять крупным нарождающимся IT гигантам из числа крупных онлайн и офлайн ритейлеров.
Пока в России ситуация не столь драматична, как на других рынках, там Amazon или Alibaba везде.
У нас в ритейле нет такого доминирования одного игрока, используйте это недолгое время, меняйте свои магазины, делайте их технологичными и удобными, как это предполагает концепция Магазин 4.0.
Автор Борис Агатов,
Независимый эксперт по внедрению инноваций в ритейле, автор концепции "Магазин 4.0"
От автора: «Провожу корпоративные семинары по теме: "Как открыть Магазин 4.0 без ошибок"
Создаю стратегию магазина 4.0, консультирую, помогаю разобраться в новых технологиях для ритейла, сравнить аналоги и выбрать оптимальный вариант для вашего бизнеса и дать новый импульс развития вашей компании при помощи новых технологий.
Связывайтесь через Facebook:
Больше информации здесь https://www.facebook.com/boris.agatov