Императрица Анна Иоанновна, приближаясь к моменту отправления в историю, не могла не думать о будущем наследнике своем. Родных детей у неё не было, но при этом нужно было сохранить дорогого человека Эрнста Бирона, чтобы новая власть не убрала его первым делом. Более того, наследовать должен был род её отца Ивана V, а не дядьки Петра I. Совместил в себе эти требования сумел маленький Иван, родившийся за несколько месяцев до смерти Анны. При нём Бирон мог бы быть регентом очень долго. Кровь Романовых в мальчике была тоже нужная, но он был аж правнуком царя Ивана, в такой же мере он был родственником, например прусскому Королю Фридриху Второму.
Но Бирона свергли с регентства меньше чем через месяц. Регентом стала мать малолетнего императора Анна Леопольдовна. Ей рассказывали, что дочь Петра Елизавета планирует заговор. Но верить Анне было проще своей "сестрице", - она так убедительно плакала и оскорблялась при малейшем намёке на обсуждение этого вопроса. Елизавета свергла малолетнего Ивана VI меньше чем через год, ворвавшись ночью в опочивальню к его матери, подкрепившись поддержкой солдат.
Императору тогда меньше 2 лет. Его семья: помимо мамы-регента, отец герцог Антон Ульрих Брауншвейгский и сестренка Екатерина, которой всего несколько месяцев от рождения. Эту девочку уронили в суматохе и она стала глухой от этого. Бывшую теперь царскую семью Елизавета отправляет заграницу - на историческую родину, но пока они добираются до границы - передумывает. Семья отправляется в Ригу, затем в город, который сегодня называется Чаплыгин - в Липецкой области, оттуда отправляют их на Соловки. Но сочтя, что Соловецкий монастырь, при всей своей привлекательности для содержания узников расположен сложно для регулярного мониторинга ситуации, оставляют узников в Холмогорах.
Высочайшим изволением к этому времени от семьи отделили Ивана. Ему сейчас 4 года. Его велено звать Григорием и содержать, избегая контакта с людьми.
Но ребенок рост, прекрасно зная кто он есть по рождению. Он умел читать, писать, имел представление кто сегодня правит страной. Перед тем как переместить его в Шлиссельбургскую крепость, Ивана привозили в Петербург показать Елизавете. С ним будут встречаться и Петр Третий, и Екатерина Вторая.
Видимо, он производил впечатление здравомыслящего человека, раз в новом месте заключения ему усилили условия до того, что даже иного света в комнате не было кроме как от свечей горящих. Выходить из комнаты даже в коридор выходить было строжайше запрещено. Юноша не получал никакого лечения. Над ним издевались два закрепленных за ним охранника. Они дразнили его: называли царем, а сами обзывали, били. Ходили вокруг него и шептали, а он переживал, что порчу наводят. Насмехались над религиозностью Ивана, над его стремлением к монашеской жизни.
Парень стал заикаться, у него была расшатанная психика, его лицо искажали гримасы. Он был отлучен от семьи в возрасте менее четырех лет, поэтому уровень воспитания остался на уровне маленького ребенка. Посланные из Петербурга великосветские представители для оценки его состояния - докладывали о его возмутительном поведении, не задумываясь о том, что негде ему и не от кого было учиться манерам и знаниям. Вместе с тем, отмечается чистоплотность узника, несмотря на ветхость его вещей и одежды.
Но с момента его заключения - Иван обрел ореол мученика в народе. Люди прекрасно знали и место где он содержится, и строили предположения о том, что столько перенесший бед правитель - станет прекрасным царем, будет разделять чаяния населения. При правлении Екатерины, когда она уже избавилась от своего супруга - высказывались идеи, что хорошо бы узурпаторше выйти замуж за благого узника и тем самым сохранить свой статус и легитимизироваться. Разумеется, всё это было лишь фантазиями.
Но некий подпоручик Смоленского пехотного полка Василий Мирович организовал попытку похищения Ивана с целью приведения его ко власти. Мало того, что его попытка оказалась неудачной, охранники убили Ивана. Самого Мировича казнили в Петербурге.
Маленький император прожил в застенках более 20 лет. Да он понимал, знал кем был, но понимал ли он за что его держат взаперти и издеваются.
А его семья, оставленная в Холмогорах прожила не менее трагическую жизнь. В неволе у Анны и Антона Ульриха родилась еще трое детей. Анна не пережила последние роды. Отец остался с четырьмя детьми. Они не видели мир, их двор был обнесен забором. Гулять разрешали редко. Они работали, молились, о мире детям рассказывал и учил грамоте сам Антон Ульрих. Очевидцы рассказывают, что Елизавета, рожденная уже в Холмогорах, была очень толковой и шустрой девочкой.
Герцог так никогда и не выйдет с этого двора. Ему разрешили уехать, но он не захотел оставить детей. А они были по завещанию Анны Иоанновны следующими наследниками, то есть прав на трон у этих детей-узников было больше чем у тех, кто правил тогда страной. Их отпускать было опасно, и решилась Императрица выслать их к родственникам в Данию когда младшему сыну Алексею Антоновичу было уже 34 года.
Но эти "дети" всю жизнь прожили в пределах одного дома и двора. Они не могли уже научиться жить в мире, тем более в стране где говорили совершенно на неизвестном им языке. Их новая жизнь по сути немногим отличалась от прежней, - тихо дожили свою жизнь под присмотром в небольшом городке Хорсенсе.
Интересуетесь темой? Советуем прочесть нашу книгу:
"Последний Иван на престоле. Рождение, жизнь и смерть под властью женщин".