Найти в Дзене

Истории жителей Басманного района: Виктория Степанова

В 80-е и начале 90-х мой муж работал на Новой Басманной, 18 в Райфинотделе Бауманского района. Пришел туда еще мальчиком, сразу после финансового техникума. А я – в проектом институте «Атомэнергопроект» на Бакунинской, 7. Родители жены моего брата работали в милиции Бауманского района - у них там, как вы понимаете, все было схвачено. Поэтому нашу свадьбу отпраздновали в кафе "На Басманной". Но поселились мы в районе много позже, чем он стал частью нашей повседневной жизни.

Новая Басманная, 18 - городская усадьба Варенцова- Штеккер- Голицына и бывший дом аптекаря Христиана Рихтера. Купец 2-й гильдии Михаил Варенцов, торговец бытовой химией (москательным товаром), приобрел дом в 1835 г. После смерти купца усадьбу унаследовал его сын Сергей Варенцов и продолжил дело отца. Сергей Варенцов дружил с художником Василием Пукиревым, и именно история Варенцова нашла отражение в картине художника «Неравный брак». В 1871 году Варенцов продал дом Жозефине Штеккер, жене предпринимателя Германа Штеккера, и переехал в Лефортово. Супруги Штеккер изменили отделку дома, сделали ее эклектичной, оснастили водопроводом и канализацией. В 1896 в во время коронации Николая II дом Штеккеров, а также еще несколько комфортных особняков в Москве, использовали для проживания иностранных гостей. В начале XX века наследники Штеккер продали дом князю Сергею Голицыну. Этой семье дом принадлежал до 1918 года. После национализации в доме 18 в разное время находился Музей отдела труда Моссовета, жилые квартиры и госучреждения. Так, Райфинотдел был на втором этаже, а на первом - ЗАГС. Молодым финансистам было весело наблюдать со второго этажа за новобрачными. После работы ребята ходили играть в теннис в Сад им. Баумана.

-2

Я работала инженером в «Атомэнергопроект». Институт и сейчас находится на Бакунинской, принадлежит теперь "Росатом". "Атомэнергопроект" был и остается главным подрядчиком по проектированию и сооружения атомных электростанций.

-3
-4
Рядом с входом в институт был пивной ларёк. Туда бегали наши мальчишки, и мы выпивали прямо на рабочем месте, ужас! Рядом с метро "Бауманская" находилась легендарная чебуречная, где мы с коллегами ели чебуреки особым способом - двумя ложками: в одну сливали бульон, другой держали чебурек. Ещё был ресторан "Изба рыбака", сиживали ни раз. Через дорогу от института было кафе , прозванное в народе "Три коня" за убогую картинку в зале. Рядом с институтом была стоячая кафешка, где кормили блюдами из яиц: яичница, омлет, драчена. Всегда битком.

Во время рабочего дня также бегали по соседним магазинам. На Бакунинской, 43 в большом продуктовом стояли в очереди за котлетами и пельменями. Напротив был магазин армянской обуви "Масис". За овощами-фруктами ходили на Бауманский рынок. На Спартаковской был магазин «Дары природы», там иногда продавали грибы и ягоды.

-5

Во дворе нашего института находилась так называемая бойлерная, в которой был закрытый магазин. Там нас отоваривали дефицитными продуктами: яйцами, сыром, мясом... Яйца мы делили поровну. Если попадались битые, их тоже делили. Например, на человека 5 целых и одно битое. Так же делили мясо, селедку, колбасу, тушенку, растительное масло. Головку круглого сыра делили поровну транспортиром! Промышленные товары нам тоже привозили, но тут мы уже тянули жребий. Так у каждого дома скопилось несколько утюгов, ящики хозмыла, стиральные порошки. Однажды на весь институт выделили один цветной телевизор, и по жребию он достался мне. Выкупать его надо было на Бауманской 58, где в то время находился магазин "Культтовары" (сейчас - "Пятерочка"). На полках в магазине стояли в ряд телевизоры марки "Чайка", и редкие покупатели протягивали продавцам талоны на это чудо техники. В это же доме жили отец и мачеха мужа, а теперь и мы.

-6
-7
-8

Текст: Эльвира Новикова, @marshrutelli

Фото: pastvu.com; Евгений Чесноков yamoskva.com