Найти тему

Стереотипы преувеличены или точны?

Теоретики предубеждений уже давно предполагали, что стереотипы могут содержать ядро правды, но они сильно преувеличены и, следовательно, неточны (Allport, 1954/1979). В конце концов, если стереотипы служат для упрощения сложного социального мира, они могут сделать это, только пожертвовав точностью (то есть путем удобного смешивания разных людей в общие категории). В соответствии с этой точкой зрения, воспринимающие обычно рассматривают внешние группы как более однородные (все они одинаковы) по сравнению с группами, к которым они принадлежат (мы все индивидуумы). Эта тенденция известна как эффект однородности вне группы (out-group homogeneity effect). Кроме того, когда люди формируют новые категории, они переоценивают сходство внутри категорий и различия между ними (Tajfel, 1981). Другими словами, категоризация, по-видимому, способствует формированию преувеличенных стереотипов.

out-group homogeneity effect
Эффект однородности внешней группы - это тенденция рассматривать внешнюю группу как однородную или «понлостью одинаковой», тогда как группа, к которой человек принадлежит, считается более неоднородной или разнообразной.
Например, женщина, которая живет в большом городе, может поверить, что все в деревнях или в маленьком городе глупы, тогда как она считает, что люди из города могут быть умными, глупыми или что-то среднее. Когда женщина встречает человека из маленького городка, который очень умный, она считает его или ее исключением нормой. Чрезмерное обобщение такого характера черт людей из внешней группы способствует формированию стереотипов.

Что касается гендерных стереотипов, исследования показывают, что люди создают и поддерживают гендерные стереотипы вымышленных групп городских рабочих vs детей-воспитателей, даже если информация об отдельных членах группы противоречит этим стереотипам. Кроме того, многочисленные исследования, в которых участвуют как гендерные, так и другие социальные группы, показывают, как стереотипы приводят к предвзятому (то есть, неточному) восприятию отдельных членов категории (про эти процессы я расскажу в следующих статьях канала). Сформированные стереотипы противостоят изменениям и приводят к неточному восприятию людей, которые подвержены этим стереотипам.

Однако оценить общую точность стереотипов довольно сложно. Точность стереотипа обычно оценивается по тому, насколько хорошо люди оценивают средние различия между группами. Но это не единственная форма точности; как хорошо люди оценивают изменчивость черты в группах, также важно. Таким образом, точные гендерные стереотипы не только правильно оценили бы среднюю разницу между мужчинами и женщинами по множеству признаков (например, забота, агрессия), но также точно указали бы, сколько существует вариаций внутри каждого пола (например, насколько женщины различаются по конкретным черты, такие как забота или агрессивность).

Чтобы исследовать точность гендерных стереотипов, Swim попросил участников оценить средние половые различия по различным признакам (например, помощь, математические навыки, вербальные навыки и агрессия). Затем она сравнила эти оценки с оценками, полученными в результате нескольких опубликованных метаанализов половых различий по этим же признакам. Этот метод обеспечил смешанную поддержку точности гендерных стереотипов в двух исследованиях, в которых люди склонны точно оценивать фактические половые различия в 38% случаев, переоценивать половые различия в 28% случаев и недооценивать половые различия в 34% случаев. Кроме того, тот же стереотип (например, тенденция становиться лидером) был либо переоценен, либо недооценен, в зависимости от конкретной выборки; только одна черта (happy) была оценена последовательно точно. В более позднем исследовании, в котором также использовался этот метод, было установлено, что в пяти выборках стереотипы участников достаточно хорошо коррелировали с исследованиями половых различий. Тем не менее, оба исследования также отметили значительные различия в точности людей. Например, люди, которые поддерживали культурные стереотипы, высоко оценивали ориентацию на социальное доминирование, проявляли жесткий когнитивный стиль или демонстрировали меньшую межличностную чувствительность, сообщали о преувеличенных стереотипах.

В целом, когда дело доходит до оценки средних половых различий, люди не всегда последовательно переоценивают, как предполагали более ранние исследователи предубеждений. Но точны ли стереотипы, остается неясным. Напомню, однако, что даже если бы люди могли точно оценить средние различия между полами, они все равно могут быть неточными по-другому: переоценка сходств внутри каждой группы. К сожалению, оценки изменчивости не были предметом исследования точности гендерных стереотипов. Исследования различий показывают, что для большинства атрибутов различия внутри каждого пола (например, между отдельными женщинами) намного больше, чем средние различия между полами (в прошлом году я публиковал большой материал на эту тему).

Восприимчивость к восприятию средних различий при игнорировании значительных различий внутри групп легко приводит к дискриминации, когда групповые стереотипы применяются к отдельным лицам. Например, даже если женщины в среднем были менее напористыми, чем мужчины, было бы несправедливо автоматически предполагать, что отдельная женщина менее настойчива, чем отдельный мужчина, и отказывать ей в работе на основании этого предположения. К сожалению, когда люди взаимодействуют, они обычно интерпретируют неоднозначную информацию о других как соответствующую стереотипным ожиданиям, а также активно выявляют поведение, которое подтверждает эти ожидания. Что еще опаснее, у людей есть неявные (или автоматические) гендерные стереотипы, которые могут просочиться в суждения и поведение без их осознания. Все эти процессы могут иметь эффект снежного кома, увековечивая несправедливую гендерную дискриминацию.

Кроме того, половые различия в поведении, независимо от того, правильно ли они воспринимаются или нет, не предполагают биологического происхождения этих различий. Социально-структурная перспектива предсказывает, что различия в ролях и статусе мужчин и женщин порождают и поддерживают половые различия в поведении. Таким образом, гендерные стереотипы обретают точность, потому что на людей оказывают давление и обучают вести себя в соответствии с ролями и стереотипами. Действительно, люди легко и гибко приспосабливаются к ролям, которые им задают, чтобы играть и играть роль в этих ролях.

Проект, о котором, думаю, многие слышали. Joel Pares создал серию фотографий, демонстрирующих стереотипы, которыми многие руководствуются, когда судят о той или иной группе людей, отличающейся от них самих. Проект называется: Judging America. Автор представил каждого персонажа в двух вариантах: слева человек изображён в образе, который ему опрометчиво присваивают в связи с принадлежностью к определённой группе. Но справа фотограф показывает нам этих людей в реальности.
-2
-3

Когда социальные категории смешиваются с базовыми биологическими категориями (как в случае с полом), люди слишком легко прибегают к эссенциалистским выводам. Например, когда Хоффман и Херст рассказали участникам, что их вымышленные группы городских рабочих и воспитателей детей биологически различны - не просто представители одного и того же вида с разными социальными ролями - участники сформировали более экстремальные стереотипы в отношении групп. Таким образом, люди легко приходят к выводу, что гендерные различия порождаются биологией, а не ситуативными факторами, такими как разные роли и статус, хотя исследования показывают, что социальные роли и власть сильно связаны с последующим поведением.

Небольшой итог

В целом, хотя вопрос о точности стереотипов остается проблемой для исследователей, имейте в виду, что (1) даже «точные» стереотипы относительно различий в средних группах могут привести к несправедливой дифференциации в отношении отдельных членов групп, (2) дискриминационные процессы, такие как приписывание мужчинам и женщинам различных социальных ролей, могут сами создавать точность стереотипа (т. е. стереотипы могут стать точными из-за повсеместной дискриминации) и, следовательно, (3) подтверждение точности стереотипа не является доказательством биологических различий между мужчинами и женщинами. Хотя нынешние исследования показывают, что гендерные стереотипы содержат в себе больше, чем обычные и средние различия в поведении мужчин и женщин, имеются многочисленные свидетельства того, что гендерные стереотипы, связанные со свободой воли и общностью, коренятся в социальных структурных причинах и приводят к неточным представлениям и несправедливому отношению к отдельным мужчинам и женщинам.