Найти тему
Русский мир.ru

Долгий путь в школу

Дети вынуждены учиться далеко от дома по нескольким причинам

Около миллиона учащихся в России посещают школу не по месту постоянного проживания. Проблемы получения образования вдали от дома в стенах Государственной думы обсудили депутаты, эксперты и представители органов власти.

Текст: Андрей Сидельников, фото: Андрей Семашко

Как получают знания дети с ограниченными возможностями и те, кто находится на лечении вдали от дома? Почему родители нередко выбирают для своего ребенка школу, до которой долго и сложно добираться? Как финансировать образовательные услуги в подобных случаях? Эти вопросы обсуждались в ходе круглого стола "Нормативное регулирование организационных и финансовых вопросов предоставления гражданам общего образования в образовательных организациях, расположенных вне мест их постоянного проживания (муниципалитеты и регионы)", проведенного в декабре 2018 года комитетом Государственной думы по образованию и науке.

МИЛЛИОН ШКОЛЬНИКОВ

"Образование вне места постоянного проживания у нас получают сегодня около миллиона обучающихся", — заявила заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию и науке Любовь Духанина, выступившая ведущей парламентских слушаний.

Она назвала несколько причин, по которым дети вынуждены учиться далеко от дома. Первой из них депутат считает отсутствие в населенном пункте школы или ее неудобное расположение. В нашей огромной стране, с большими расстояниями, с разливающимися реками, с сильными снегопадами и дождями, транспорт не всегда и не везде может доставить детей утром в школу, а вечером — вернуть их домой. Вторая причина — трудовая миграция родителей: нередко к новому месту работы папы или мамы отправляется вся семья. Третья причина, характерная для крупных городов и районов, это желание родителей выбрать лучшую школу для своего ребенка.

Любовь Духанина напомнила также о ситуациях, в которых ребенок должен учиться в определенных заведениях по объективным показателям. Например, потому что в школе есть логопед или дефектолог, есть бассейн или школа может развить в нужном направлении способности одаренного ребенка. Депутат отметила, что многим детям с ограниченными возможностями необходима школа-интернат со специализированными программами, оборудованием и методиками обучения, а таких заведений нет в каждом муниципалитете.

И все же самой масштабной заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке считает проблему транспортной доступности. "В последние годы на обновление школьных автобусных парков выделяется по 3 миллиарда рублей, это дает нам возможность поставлять в регионы около 2 тысяч новых автобусов в год", — сказала Любовь Духанина, отметив, что этого недостаточно для удовлетворения потребности в школьном транспорте.

Ведущей парламентских слушаний выступила Любовь Духанина
Ведущей парламентских слушаний выступила Любовь Духанина

УНИКАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Об интернатах с учебными программами, адаптированными для обучения детей с особыми потребностями, рассказала заместитель министра просвещения Российской Федерации Татьяна Синюгина. Она считает, что дети с инвалидностью, с ограниченными возможностями могли бы учиться по месту жительства благодаря полной инклюзии, но сейчас у нас по-прежнему работает интернатная система, предполагающая обучение таких детей вдали от дома.

Напомнила заместитель министра и о детях в возрасте от 11 до 18 лет, совершивших правонарушения. Они живут и учатся в одном из 21 федерального и 46 региональных учреждений. Такие заведения есть даже не в каждом регионе, поэтому часть несовершеннолетних правонарушителей отправляют далеко от дома. По-прежнему остается нерешенным вопрос обучения детей в следственных изоляторах.

"Появляется потребность в организации и создании условий для получения образования детьми, которые находятся на длительном лечении, и это для системы образования один из самых сложных вопросов", — заметила Татьяна Синюгина, добавив, что организация подобных форм образования должна быть отражена в действующем законодательстве.

Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина
Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина

ДЕНЬГИ НА УЧЕБУ

О правительственных законодательных инициативах, направленных на урегулирование финансового обеспечения образования, рассказала директор департамента правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации Татьяна Саакян. Минфин предлагает дополнить существующую систему госзадания учреждениям образования муниципальным заказом, так как именно на местах хорошо знают, какой объем субсидий требуется. Разработанные законодательные нормы позволят активнее привлекать к обучению детей некоммерческие организации, добровольцев и меценатов. Регионы и муниципалитеты смогут делать это при помощи конкурсов, аукционов и социальных сертификатов.

Именно последний способ распределения финансирования в образовательной сфере Татьяна Саакян считает самым прогрессивным. Социальный сертификат позволит перейти к оплате за результат, профинансировать комплексное обеспечение образовательной услуги, в том числе для детей с особыми потребностями. Сертификат — это инструмент учета, который даст возможность легко определить требуемый объем финансирования.

"Вопрос финансового обеспечения уже не будет стоять так остро, потому что средства из одного бюджета в соответствии с предъявленным сертификатом поступят тому учреждению, которое действительно будет учить ребенка", — сказала Татьяна Саакян. Она также отметила, что комплекс законодательных инициатив Минфина позволит приступить к долгосрочному планированию, перейдя от годового периода к трем-пяти годам обучения. Это даст возможность совсем по-другому выстраивать организационные процессы.

В ходе парламентских слушаний было уделено внимание и вопросам качества образования. Эксперты отмечали, что нередко причиной перехода в другую школу становится недостаток учителей по отдельным предметам, плохие бытовые условия в учебном заведении, невысокий уровень образовательных услуг. Сложным вопросом остается организация учебы детей, находящихся на длительном лечении в стационарах, в том числе больных онкологическими заболеваниями. Закон не делает исключений для родителей таких детей, обязывая отправлять ребенка в школу, но если в онкологическом центре нет учебных классов, такие дети вообще не учатся.

Шла речь и о кружках дополнительного образования. Спрос на них превышает предложение, родители записывают детей в кружки еще весной, а ведь речь идет о занятиях, начинающихся с 1 сентября. Не помогают даже электронные очереди, мест просто не хватает.

Подводя итоги мероприятия, Любовь Духанина отметила: главная задача — добиться максимума для детей. По ее мнению, больше всего проблем связано с недостаточным уровнем квалификации управленцев. Необходимо помогать чиновникам осваивать новые законодательные нормы, а также эффективнее контролировать их работу.