Гюстав Александр Льетар родился 4 апреля 1833 года в Домреми (Domrémy-la-Pucelle, Франция), учился медицине в Страсбурге, где в 1858 году защитил первую диссертацию по истории аюрведы под заголовком «Очерк истории индусской медицины» (“Essai sur l'histoire de la médecine chez les Indous”) [1], основой которой стал латинский перевод «Сушрута-самхиты» (Suśruta-saṃhitā), выполненный F. Hessler. Эта работа стала крупнейшей в своей области и сформировала основу для дальнейших исследований как самого Льетара, так и его коллег. В своей диссертации Льетар описал ранние этапы развития древнеиндийской медицины, а также учения и практики аюрведической медицины согласно «Сушрута-самхите». Льетар обратил внимание медицинского мира Франции на существование аюрведы, указав, что не справедливо устремлять внимание только лишь на врачевание Древней Греции и Рима [2]. За новизну своей работы автор был удостоен награды и поощрительного письма от министра образования Франции.
Позднее, в 1862-63 годах, Льетар расширил свои тезисы и опубликовал их под названием «Исторические письма о медицине индусов» (“Lettres historiques sur la médecine chez les Indous”). В 1883 году в «Энциклопедическом словаре медицинских наук» (“Dictionnaire encyclopedique des sciences medicales”) Льетаром было написано порядка 25 статей (около 40 страниц) на тему аюрведы, включая статью о Сушруте, Дханвантари и т.д. «Фрагменты истории и библиографии» (“Fragments d’Histoire et de Bibliographie”, 1884-85) описывают процесс распространения аюрведы на Средний Восток и Индокитай в IX в., а также содержит сведения о гигиене в Древней Индии, взятые как из медицинских, так и немедицинских источников («Законы Ману», эпос и т.д.) [2]. В 1884 году Льетар издает «Записки об индийской анатомии» (“Notice sur les connaissances anatomiques des Indous”) – обзор анатомических и физиологических сведений, основанный на материале «Сушрута-самхиты». Особое внимание Льетар уделял взаимосвязи греческой и индийской медицины и отмечал существенное сходство между клятвой Гиппократа и церемонией инициации индийских врачей (“Le médecin Charaka. Le serment des hippocratistes et le serment des médecins hindous”, 1897), а также показал, что гуморальная теория в греческой медицине имеет происхождение от более ранней теории трех дош, первые упоминания которой относятся к эпохе Ригведы (“La doctrine humorale des Hindous et le Rig-Véda”, 1897-1898). Помимо Сушруты, Льетар в своей работе, посвященной медицинской литературе Индии (“La littérature médicale de l'Inde”, 1896), упоминает таких авторитетных авторов как Чарака (Caraka), Вагбхата (Vāgbhaṭa), Вангасена (Vaṅgasena), Бхавамишра (Bhāvamiśra), а также медицинские справочники лекарственных растений (nighaṇṭu) [3].
Таким образом, Гюстав Льетар был одним из пионеров в исследовании древнеиндийской медицины, которые представляют собой крайне важный источник знаний по истории медицины Древней Индии.
Список литературы
1. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Аюрведа: источники и характеристика. – М.: Философская Книга, 2015. – 272 с.
2. Rosu A. Two French pioneer historians of Indian medicine. Anc Sci Life. 1993 Jul; 13 (1-2): 2-10.
3. Allan N.M. Gustave Alexandre Liétard, orientalist and physician. Med Hist. 1981 Jan;25(1):85-8.
Gustave Liétard (1833-1904) - researcher of Indian medicine
Gustave Liétard, French physician and orientalist, a pioneer in the study of the history of Indian medicine, has published more than 70 original works and 65 reprints and letters, which are very important, but it is poorly known source of knowledge on Indian medicine.
Ссылка для цитирования: Гейко А.В., Дружинин В.Ю., Суботялов М.А. Гюстав Льетар (1833-1904) – исследователь древнеиндийской медицины / Материалы научной международной конференции «Сточиковские чтения». – Москва, 2017. – с. 54-55