Многие верят, многие знают, но не многие следуют тому, во чтó они верят, и исполняют то, чтó знают. Поэтому, никогда не хвались верой, никогда не кичись знанием, будь доволен собой лишь тогда, когда в совершенстве научишься покоряться любви, отдаваться жалости и состраданию к людям, жертвовать собой ради них до конца, а не до половины, полностью отрекаться и избавляться от того, что мешает тебе служить им, забывать о себе ради них навсегда и при этом всю свою самоотверженность и отречённость подчинять Воле и Руководительству Отца.
*
Люди настолько наглы и самоуверенны, настолько глупы и самонадеянны, что говорят о Боге, как о какой-то бактерии, которую они ещё не до конца изучили, как о какой-то гипотезе, которая по временам вызывает у них то веру, то сомнения. И никто не говорит о Боге как об Отце, Которого надо любить и слушаться, бояться и почитать, жалеть и уважать, для Которого нужно жить и умирать.
*
Искренними, настоящими, любящими, такими, какими мы должны быть всегда, мы можем стать только через послушание Отцу.
*
Любить каждого человека — это не значит каждого зазывать или затягивать в Божий Мир, это значит всегда быть готовым принять каждого, если он готов изменять себя для жизни в Божьем Мире.
*
Единственная цель спасающейся от мира души — беречь другого, нуждающегося в помощи, человека, поддерживать, хранить, спасать, защищать его жизнь, — больше ничего не нужно. Чистота помыслов и чувств — не цель, а всего лишь средство хранения человека. Грязный ум и корыстные чувства не могут выражать любви к ближнему в полной мере, проявлять жалость к другу без искажений, и потому хранение ума и чувств в молитве необходимо только для того, чтобы поистине хранить человека, потому что кроме человека ничего не останется в Вечности. Отсюда и понимай, что больше нé о чем и думать, больше нé для чего жертвовать собой, больше нé на что обращать внимание, кроме как на того, кто нуждается в твоей заботе.
*
Только Пророк — истинный Сын Божий — может учить людей правде и любви, а значит возвращать каждому человеку его вечную ценность, независящую от его земного занятия. Писать стихи учит поэт; рисовать учит художник; пахать и сеять — земледелец; строить дома — строитель. И всяким занятиям учит тот, кто владеет каким-либо мастерством. Но ктó научит человека правде и любви ? Ведь если людей не учат правде и любви, люди начинают обманывать и убивать друг друга, и тогда в огне пожарищ сгорают и творения поэта, и картины художника, и домá и поля с хлебом. — Поэтому, над всеми людьми, как солнце над землёй, должны стоять Пророки и Сыны Божии и учить правде и любви каждого. Но люди никогда не хотели этого. А ведь в Царстве Бога будут жить не поэты и не художники, не земледельцы и не строители, а только правдивые и любящие люди. — Так что с юности думай о том, чтобы прежде всего научиться нужному для вечной жизни, а уж потом тому, что нужно для временной.
*
Они говорят, Господи, что Ты умеешь предвидеть и предсказывать будущее, усмирять и переоформлять материальную и духовную природу, исцелять больных, воскрешать мёртвых, читать мысли и перемещаться в пространстве быстрее света, и много чего ещё они говорят про Тебя. Но я-то знаю, Господи, что Ты умеешь только любить. Причём любить Ты умеешь именно в тех обстоятельствах и в тех условиях, которые уже сложились по естественному (или противоестественному) ходу вещей, а не в тех, которые Ты можешь, якобы, создать для собственного облегчения. То есть Ты умеешь не избавляться от тяжёлых обстоятельств и неудобных условий жизни, в которых нелегко и мучительно служить беспомощному человеку, а умеешь служить ему именно в этих тяжёлых, трудных и изнуряющих обстоятельствах и условиях. И только в этом смысле я — одно с Тобою, ибо я совершенно ничего не умею, кроме как только служить беспомощным людям в любых условиях и в любых обстоятельствах этой ужасающей и кошмарной жизни, думая не об условиях и об обстоятельствах, а о людях. Это всё, чему Ты учил меня; это всё, чему Ты велишь мне учить других.
*
Я ничего не хочу на Земле, я хочу только Домой. Я хочу туда, где все сразу и навсегда увидят моё сердце, и где никто уже не сможет обвинить меня в том, чего в моём сердце нет, и где никто не сможет равнодушно пройти мимо того, что в моём сердце есть. А чего в нём нет ? В нём нет корысти и тщеславия. А чтó в нём есть ? В нём есть бесконечная любовь, правдивость и жалость ко всем несчастным.
*
Боже, за чтó моё сердце, до края наполненное любовью, должно видеть сердцá, умерщвлённые равнодушием ? За чтó моя душа, приютившая Тебя в себе, должна видеть души, закрывшие дверь пред Тобою ? За чтó мой разум, стремящийся понять Тебя до конца, должен видеть умы, не желающие вообще слышать о Твоём существовании ? За чтó я должен терпеть все эти муки, Господи ?!
*
Когда я уйду, не говорите обо мне ничего посторонним и поверхностным людям, ибо всё равно ни один язык не выразит, а чужая душа не поймёт той Любви, какой я был наполнен, и той Правды, какой я следовал.
*
Если я не живу в сердце ищущего Тебя человека — я бездомен, мне негде укрыться от злобы и насмешек тех, кто не ищет и не любит Тебя.
*
Я — Бог в Том Мире, в котором любят и берегут человека. Но я полное ничтожество там, где ненавидят, обманывают и губят людей.
*
Религиозные фанатики не принимали меня, потому что я свободен от их изуверских догматов. Свободномыслящие бездельники не понимали меня, потому что я не свободен от догмата Совести и жалости к человеку. — Негде Богу Любви приклонить голову в мире распущенности и фанатизма.
*
Тот, кто, кроме себя, не видит и не любит никого, — кричит о любви к человечеству. Тот, кто, забывши себя и ненавидя свою жизнь на Земле, горюет и плачет о каждом, — сидит в одиночестве и безвестии, задавлен молчанием и непониманием.
*
Не бросайся вещами. Помни, Ктó даёт тебе все вещи. Если любимая тобою девушка подарит тебе носовой платок, ты не швырнёшь его в её присутствии. Так и Отец, дающий тебе все необходимые для жизни вещи, всегда рядом с тобой, и твоё бережное и трепетное обращение с ними есть знак твоей любви, благодарности и памяти о Нём.
*
На чувство любви нельзя надеяться полностью, то есть нельзя думать, что нужно только испытывать чувство притяжения и привязанности и всё будет хорошо, нет: хорошо будет поначалу, а потом будет плохо. И потому нужен охраняющий и направляющий чувство Разум. На чувство любви нельзя надеяться так же, как нельзя надеяться на стебелёк слабого растения, только показавшийся из земли, он не сможет вырасти сам, без Садовника, он не сможет окрепнуть, если ему не помочь, если вокруг него и впереди его не очищать место от всяких прежних и новых преград. А ростку любви нужно помогать, как ни одному ростку в этом мире, в мире, в котором всё стремится уничтожить любовь. За него надо бороться, для него нужно освобождать пространство и время, ради него нужно отрекаться от всех внешних и, что самое тяжкое, от всех внутренних преград. Легко ненавидеть людей, мешающих твоей любви, легко устранять их из своей жизни, бежать от их трусости, обманывать их гордыню, отгораживать свою внутреннюю жизнь от их надоедливых подглядываний. Труднее ненавидеть себя, когда ты сам мешаешь своей любви, труднее устранить себя из своей собственной жизни, бежать от своей лени и трусости, обмануть свою гордыню, уберечь, защитить от своих собственных подглядываний свою любовь, — вóт чтó трудно. Многие испытывают чувство любви, во многих появляется росток, но не многие бросают все свои силы на борьбу за его выживание, всё надеются, что он сам одолеет все преграды, сделает сам за них ту работу, какую должны делать они. И, надо сказать, мыслят они правильно, мыслят они естественно, потому что в естественном мире за любовь бороться не нужно, там у неё нет врагов. Но они забывают о том, гдé они мыслят естественно, гдé они мыслят правильно, то есть они забывают, а порой и вообще не знают, что их естественные мысли протекают через искусственный мир, в котором всё, в чём мы заинтересованы, нужно поддерживать искусственно, за всё, чтó мы хотим иметь, надо сознательно бороться, со всем, чтó мешает нашей мечте, надо сражаться беспощадно и кровопролитно, иначе наши мечты останутся только мечтами, а наши надежды никогда не оправдаются.
*
Служение больному или беспомощному человеку — это постоянное охранение человека от всевозможных опасностей: от опасности голода, холода, жары, бездомности, одиночества, тяжёлых болезней, чрезмерного или недостаточного труда, преждевременной смерти, от опасности духовных уродств и нравственных болезней и многого-многого другого. Если хранишь человека в одном, но забываешь сохранить его в другом — значит ты плохой охранитель, недобросовестный работник, нелюбящий брат. Молись же Отцу, стремясь к совершенной заботе, к тому состоянию тела и духа, о коем сказано: «Не дремлет и не спит Хранящий»; возвышайся до той любви, которая заповедует: «Люби брата твоего, как душу твою, охраняй его, как зеницу ока твоего». — Но не переусердствуй: храня тело человека, не храни тело его в ущерб его духу; храня дух его, не раскармливай его дух в ущерб его нраву; храня его нрав, не храни его нрав в ущерб твоему нраву, ибо его нраву не будет пользы от твоих нравственных жертв, — польза другому человеку всегда бывает лишь от наших телесных и духовных жертв.
*
Чтобы не быть одиноким, будь всегда с Богом. А чтобы быть с Богом, будь всегда там, где Он. А Он всегда там, где есть беспомощный человек — то ли ребёнок, то ли старик, то ли больной. Но не бросайся к какому угодно беспомощному человеку, то есть не рождай себе ребёнка от кого попало и не бери в свой дом любого сироту, не выбирай себе наугад любого больного и не беги ухаживать за любым стариком, — всё это принимай только по Воле Отца, потому что только Отец твой знает, комý подходишь ты и ктó подходит тебе по тем многим качествам, по каким люди должны подходить друг другу для Общего Блага. И обретя того беспомощного человека, какой суждён тебе от Бога, и начав ему служить, ты сразу почувствуешь, что Бог рядом с тобой, потому что Он всегда рядом с тем, кому ты служишь по Его Воле. Он всегда рядом со Своими беспомощными или больными детьми, нуждающимися в посторонней помощи и поддержке. И если ты всегда будешь рядом с теми беспомощными людьми, с какими свёл тебя Он, ты всегда и будешь рядом с Ним, и никогда не будешь чувствовать себя одиноким, оставленным и никому не нужным на Земле.
*
Кáк всё у Тебя просто, Отец мой ! Чем ближе к Тебе приближаешься, тем всё проще становится понимание, тем всё легче исполнение Твоих требований, естественных и свойственных природе человека. Нетрудно исполнять Твою Волю, трудно избавиться от того, что мешает Её исполнять. Но тот, кто любит Тебя поистине, не испугается этих трудностей и с Твоей помощью преодолеет их.
*
Отец сказал: «Прокляни Меня, но исполни Мою Волю; не исполняя же Воли Моей, не говори Мне о твоей любви ко Мне».
*
Храни Бога, как Он хранит тебя. Не смотри на людей, которые взывают: «Храни меня, Боже», а сами не хранят Господа, когда Он погибает в них. В чём же тогда любовь ? Гдé ты видел такую любовь, чтобы один хранил другого, а сам не хранился бы им; один жертвовал, а другой только принимал жертвы ? Истинно любящие всегда хранят друг друга, и если ты думаешь, что Бог не нуждается в твоём охранении, то ты ещё просто не знаешь Бога.
*
Любовь Истинная отличается от любви ложной тем, что любовь ложная любит тебя как средство своих достижений; а Любовь Истинная любит тебя как цель своей жизни.
*
Сколько бы ты ни пытался понять, чтó такое Истинная Любовь, ты не поймёшь этого до тех пор, пока Она хотя бы раз не пройдёт через твоё сердце. А пройти через твоё сердце Она сможет только тогда, когда ты хотя бы однажды бесстрашно, безоглядно и полностью отречёшься от своей ложной жизни ради истинной жизни других людей.