Найти тему
Журнал book24.ru

Готичненько! Как и почему русские классики увлекались готикой

Оглавление
Пушкин, Гоголь, Лермонтов и Толстой как готические писатели.

Когда говорят о готике, сразу вспоминаются Эдгар По, Брэм Стокер, Мэри Шелли… Но тяга к таинственным историям, внушающим ощущение непознанного и ужасного, была присуща не только зарубежным писателям. К готике в разное время пришли гиганты русской литературы: Николай Гоголь, Михаил Лермонтов, Александр Пушкин и Алексей Толстой. Что же привело их к этому жанру?

1. Александр Пушкин и "Пиковая дама"

-2

Первыми за перо взялись Николай Гоголь и Александр Пушкин – «Портрет» и «Пиковая дама» писались почти одновременно. Пушкин построил сюжет вокруг карточной игры. Главный герой, Германн, пытается выведать у графини тайну трех выигрышных карт. Старуха умирает, и дальше переговоры приходится вести уже с призраком. Германн узнает секрет и поначалу выигрывает, но затем в результате невероятной ошибки теряет все свое состояние и оказывается в лечебнице для душевнобольных.

По стилю повесть Пушкина напоминает произведения Гофмана, еще одного «готических дел» мастера. Александр Сергеевич не прогадал: «Пиковая дама» имела огромный успех, в том числе и в Европе, что для того времени было почти невероятным – русскоязычные произведения туда попросту не доходили. Но любовь к жанру и мастерство автора исправили этот недостаток.

2. Николай Гоголь и его "Портрет"

Иллюстрация Н.Г. Гольц. Источник: illustrada.ru
Иллюстрация Н.Г. Гольц. Источник: illustrada.ru

Гоголь тоже подражал Гофману, но не в стилистическом плане, а в сюжетном. Именно этот автор популяризовал так называемые «новеллы о художниках». Примерно в то же время Чарльз Метьюрин в своем романе «Мельмот-скиталец» использовал идею ожившего портрета.

Гоголь взял наработки зарубежных коллег на вооружение и написал жутковатую повесть о бедном художнике Чарткове, который купил загадочный портрет старика с удивительно живыми глазами. С тех пор Чарткова мучают кошмары, врывающиеся в реальность. Тут тоже все заканчивается сумасшествием.

3. Михаил Лермонтов и "Штосс"

-4

Михаил Лермонтов, конечно, не знал, что погибнет на дуэли в возрасте всего двадцати шести лет. Но так и тянет приписать ему мысль: если не писал готический роман, значит, не полностью выполнил творческую программу своего времени. Повесть «Штосс» стала последним его прозаическим произведением.

Параллели с Гоголевским «Портретом» здесь очевидны. Главный герой – художник Лугин, который мистическим образом обнаруживает несчастливую квартиру, а в ней – портрет. Причем если у Гоголя на портрете старик в азиатской одежде, то у Лермонтова человек в бухарском халате. Лугина тоже мучают кошмары. В них ему является постаревший образ с портрета и предлагает поиграть в карты. Лугин принимает вызов, и с тех пор каждая ночь ознаменовывается визитом старика и игрой в карты. Как тут не вспомнить маниакальную игру в «Пиковой даме» Пушкина?

К сожалению, текст повести Лермонтова обрывается на самом интересном месте – закончить ее писатель не успел. Но тем больше она будоражит, оставляя читателю самому додумать конец.

Тем не менее, произведение слишком очевидно подражает другим авторам, поэтому выстрелить ему не удалось. «Штосс» и по сей день остается одной из самых непопулярных работ Лермонтова.

4. Алексей Толстой и "Упырь"

Иллюстрация из первого издания. Источник: raruss.ru
Иллюстрация из первого издания. Источник: raruss.ru

Алексей Толстой тоже не удержался от того, чтобы отдать должное готике. Но обратился он не к призракам, а к вампирам. Да-да, еще задолго до Брэма Стокера, опубликовавшего «Дракулу» в 1897-ом году, кровопийцы расхаживали по литературным произведениям. Одним из первых о вампирах написал английский писатель Джон Полидори в 1819-ом году. Более двадцати лет спустя Алексей Константинович Толстой, вдохновленный его рассказом «Вампир», написал повесть на ту же тему, переиначив вампиров в более понятных русским упырей.

Дело в «Упыре» происходит на балу. Таинственный незнакомец сообщает главному герою, что многие из присутствующих – упыри. Вопрос о том, так это или нет, остается открытым. Толстой намеренно путает читателя и оставляет очень тонкую грань между фантастической составляющей и вероятностью реалистичного объяснения.

Эта повесть не была первым произведением Толстого, но стала его литературным дебютом. Это неслучайно. К сороковым годам, как можно заключить из предыдущих примеров, мода на готику успела пробраться и в Россию.

Так что же заставляло классиков погружаться в мрачную атмосферу потустороннего? Вероятно, ответ прост: с одной стороны, готика сама по себе притягательна, с другой – писателям во все времена нужно было оставаться «на волне» и потакать читательскому спросу. В конце концов, если Гофман вскружил Европе голову своими готическими произведениями, почему этого не могут сделать русские писатели? Могут, еще и как!

А вы читали готические произведениях этих авторов? Делитесь в комментариях!

До новых книг!

Ваш Book24