Слово «жертвоприношение» сегодня вызывает сомнительные ассоциации. Вплоть до негативных. На ум приходят заживо зарезанные животные, безвинно погубленные люди и другие ужасы. От самого слова немного веет нафталином и жестокостью. Повседневным и любимым его точно не назовешь.
А жаль!
Понятие «жертвоприношение» мы традиционно связываем с религиозными культами и принесением различных жертв богам. Дальше мысль обычно не идет. Ум представляет древних египтян, греков, римлян и т. д., которые пока настолько отсталые, что инфантильно считают, что с богами следует договариваться именно таким нехитрым способом. За кадром остается вопрос о том, что боги (некие все-таки высшие существа, между прочим) будут делать с нашими примитивными дарами. Просто масштабируется стереотип: если можно дать взятку человеку, то и с богами можно договориться.
Но сегодня уже как-то более-менее понятно, что древние отсталыми не были. Да, у них не было компьютеров, но зато они владели знаниями и технологиями, которых у нас нет до сих пор. Неужели они так примитивно мыслили, что пытались коммерциализировать общение с богами?
Конечно же, нет.
Слово «жертвоприношение» изначально имело совсем другое значение. К нам оно пришло из латыни, где sacreficio состоит из двух корней sacre и oficio, что означает «священное действие». То есть этимологически «жертвоприношение» — это «священнодействие». Священное действие.
А какое действие можно назвать священным?
В самом широком смысле — любое неутилитарное. Существуют действия, направленные на удовлетворение базовых потребностей. В еде, сне, удовольствиях, знаниях и пр. А бывают действия совсем другого рода. Как у Гумилева: «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать». Все дело в том, что у человека две природы: смертная и бессмертная, материальная и духовная. И если потребности первой удовлетворяются «сами собой», то для удовлетворение духовной жажды, как правило, требует от человека усилий.
Эти усилия и являются в самом общем смысле «священным действием». Мог разозлиться на человека, но вовремя распознал в нем своего брата — священное действие. Мог сделать «как всегда», но совесть не позволила, и сделал максимально хорошо — священное действие. Мог преследовать личную выгоду, но вовремя вспомнил о других — священное действие. Мог затаить обиду и «носить камень за пазухой», но очистил чувства и мысли и отбросил глупости — тоже священное действие.
Жертва, священное действие — это все, что позволяет проявить лучшую природу человека. Приносить жертву означает совершать усилие ради проявления этого лучшего. Поэтому совершенно лишенным смысла становится принесение в жертву кого-то, кроме самого себя Можно приносить жертву, но нельзя принести в жертву кого-то или что-то.
Вадим Карелин