Сегодня, 16 января, во всем мире отмечают день «The Beatles»! А мы вспомнили нашу подборку из шести официальных кинолент, связанных с главной группой на планете. Вдобавок эти фильмы наглядно иллюстрируют и эволюцию творчества группы — от милой псевдодокументальной комедии до психоделического распада и меланхоличного завершения карьеры.
1) «Вечер трудного дня» (1964)
Комедия «Вечер трудного дня» стала первым кинематографическим опытом ливерпульской четверки, оказавшись прорывом для режиссера Ричарда Лестера, в последующие несколько лет (и не без некоторой помощи The Beatles) вписавшего себя в историю мировой киноюмористики, кроме того, получившего «Золотую пальмовую ветвь» за свою картину «Сноровка» со звездой фильмов «молодых рассерженных» Ритой Ташингэм. Схожую со «Сноровкой» эстетику Лестер пробует еще в «Вечере», совершенно не похожем на его дебютную (но тоже гротескную, однако совсем необязательную) ленту «Мышь на Луне». По ливерпульским улицам, скрываясь от толпы визжащих поклонниц, бегут участники знаменитой четверки. От слишком бурных проявлений фанатской любви музыканты спасаются в поезде, где встречают дедушку Пола, но уже в дороге на телешоу становится ясно, что многочисленные дурачества героев (доходящие порой до абсурда) лишь набирают оборот. «Вечер» — очень милая, изящная (при всей выпячиваемой эксцентричности) и живая комедия, где битлы демонстрируют свое фирменное чувство юмора. Словесные пикировки и странные поступки здесь идут рука об руку, но невозможно отказать фильму в драматургической изобретательности и в невероятном очаровании, строящемся, безусловно, на харизме его главных героев, а также опытных второплановых актеров. Именно на съемках фильма Харрисон познакомился со своей будущей супругой Патти Бойд.
2) «На помощь!» (1965)
Второй совместный проект Ричарда Лестера и рок-звезд оказался более повествовательно изощренным. «На помощь!» — это не разговорная комедия, а самая настоящая эксцентрическая феерия, замешанная на поп-арте и абсурдистском юморе. Даже сам сюжетный размах у картины куда выше, а чем ближе к концу, тем границы жанров сильнее здесь размываются. В результате на экране творится полная вакханалия (в конце фильма выясняется, что он вовсе посвящен создателю швейной машинки). Но мастерство Лестера проявляется именно в способности направить этот хаос в нужное русло, отчего происходящее в фильме не смущает, а увлекает.
По сюжету представители влиятельного культа богини Кали проводят очередной ритуал жертвоприношения (причем сцена сильно напоминает фильмы студии Hammer). Но обряд нельзя завершить без специального перстня. Искомое украшение, посланное поклонницей, находится на пальце Ринго Старра. Лидер культа вместе со своими прихвостнями отправляется в Ливерпуль, чтобы любой ценой достать перстень. Ситуация осложняется тем, что тот, как назло, застрял на пальце бедняги Ринго, поэтому преследующим битлов безумцам, похоже, придется принести в жертву именно ударника. Если они, конечно, смогут его хотя бы догнать.
3) «Волшебное таинственное путешествие» (1967)
Общепризнанно неудачный, этот странный телевизионный эксперимент группы, тем не менее, по-своему любопытен и сейчас (в первую очередь, конечно, благодаря саундтреку), хотя поначалу и производит уж очень обескураживающее впечатление чего-то ненормального и совершенно расползающегося по швам. Но в «Волшебном таинственном путешествии» есть такое монти-пайтоновское обаяние абсурда. Сами битлы играют по несколько ролей, в кадре внезапно возникают карлики-борцы, песня «I Am the Walrus» исполняется в причудливых масках, еще есть немотивированные вставки, хороводы, фантазии тети Ринго Старра, не говоря о том, что, когда играет композиция «Flying», камера взмывает за облака, а изображение периодически меняет цвет. Часто этот режиссерский опус ливерпульской четверки любят представлять как импровизационную любительщину, но на самом деле битлы основательно подготовились, взяв в качестве постановщика еще и Бернарда Ноулза — ветерана британского кино, снимавшего в качестве оператора ранние шедевры Альфреда Хичкока, среди которых «39 ступеней», «Саботаж», «Секретный агент» и «Молодой и невинный». К сожалению, сотрудничество с музыкантами стало одной из последних работ кинематографиста, уже в момент создания «Волшебного таинственного путешествия» подобравшегося к восьмому десятку.
4) «Желтая подводная лодка» (1968)
Революционный для своего времени мультфильм Джорджа Даннинга «Желтая подводная лодка» — это, в сущности, самое главное битловское кино, как ни странно, в создании которого музыканты поучаствовали скорее косвенно. Появление ленты во многом обосновано желанием ливерпульцев закрыть брешь в контракте со студией United Artists, где было прописано три фильма. Два они сделали с Ричардом Лестером, позже перешли на новые этапы музыкального творчества, а потом заинтересовались восточными практиками, так что особого рвения возвращать долг у них не было. Зато битлам поступило удачное предложение: третий проект будет анимационным, в результате чего участие звезд окажется минимальным и не станет отвлекать от более любопытных занятий. Группа фактически предоставила только свои песни, а мультипликаторы (среди художников был известный голландский режиссер Пол Дриссен) на их основе сделали невероятно красочное и пышущее психоделикой варево — страшно изобретательное, интересное и довольно смелое.
По сюжету музыканты должны спасти сказочную страну Пепперленд от вторжения желтозубых Синих вреднючек. Прямое участие группы было настолько незначительным, что озвучанием героев занимались актеры (нужно признать, что местами получилось весьма похоже), а сами же The Beatles появляются в картине лишь в самом конце, чтобы сказать заключительное слово и спеть песню «All Together Now». При всей своей авангардности получившийся мультфильм был популярен и сейчас считается классикой, а сын Джона Леннона, Шон, впервые узнал о том, что его отец «один из The Beatles», именно после просмотра «Желтой подводной лодки».
5) «Пусть будет так» (1970)
Этот битловский фильм является единственным полнометражным, запечатлевшим группу без всяких сюжетных ухищрений. Просто работа великой команды в студии, а после и канонический концерт на крыше Apple Records. В основном зритель видит репетиционные эпизоды, а также живую прогонку песен для альбома Let It Be (как и прочих композиций, среди которых есть и, например, кавер на «Like a Rolling Stone»Боба Дилана). Но даже при таком наполнении попадаются совершенно удивительные моменты, несколько приподнимающие картину над статусом просто исторического документа. Вот музыканты шутят, а во время исполнения песни «I Me Mine» Леннон и Йоко Оно (судя по фильму, регулярно дежурящая возле супруга) пускаются в танец. Пол же приводит в студию свою дочь. Это не говоря о том, что можно лицезреть, как участники группы заходят в офис Apple: бородатый МакКартни не спеша шагает по улице, Харрисон без промедления сразу из машины перебирается в здание, Ринго пытается спрятаться от камеры, Джон и Йоко быстро проходят в другой вход. Но и формальные достижения у фильма тоже имеются: за лучшее музыкальное сопровождение «Пусть будет так» получил премию «Оскар», впрочем, на носителях он не выходил потом долгие годы, да и сами битлы на премьеру картины предпочли не являться.
6)«Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире» (2011)
Скорсезе уже занимался неигровыми проектами, посвященными выдающимся музыкантам. Среди объектов его исследования были группы The Band и The Rolling Stones, теперь же режиссер взялся и за битлов, сосредоточившись на самом тихом участнике ливерпульской четверки. Он посвятил ему целых 200 минут своей новой картины, где архивные съемки перемежаются с интервью людей, близких Джорджу, среди коих, само собой, Пол МакКартни, Ринго Старр, Джордж Мартин, Эрик Клэптон и Йоко Оно.
Автор: КиноПоиск