ГАЛАРИНА, фото автора
Пушкина с его великолепными иллюстрациями. Опознала еще картинки из прочитанных когда-то книг и заодно фамилии художников. Помню роскошное издание «Божественной комедии» Данте, а теперь знаю и фамилию художника — Пиков.
Даже те картины, которые я не могла опознать, чувствовались родными и знакомыми. Это касалось не только замечательных художников-графиков, но и живописцев — когда-то мы видели эти картины на цветных вкладках журналов «Юность»,
В.К Корбаков. «Девушка с распущенными волосами».
В дождливый облачный и скучный серый день вдруг распахнулись праздничные дали — в музее им. Нестерова открылась выставка «Золотого фонда Союза художников России». В Уфу привезли экспозицию поразительных произведений российского искусства, точнее несколько коллекций и получилось несколько выставок в одной.
В стеклянных витринах разместилась выставка лаковой миниатюры. Изощренные, яркие цветные композиции палехских и жостовских мастеров. Почти у всех дома есть по скромному сувениру — по лаковой расписной коробочке или подносу. Даже эти скромные изделия ширпотреба от народных промыслов греют взор и душу. А на выставке внутри музейных стеллажей сконцентрированы работы лучших мастеров России. Остается любоваться и изумляться сюжетам, фантазии художников, тонкости в исполнении миниатюр. Эта коллекция компактная и перевозить ее легко.
Другое дело выставка скульптур. Мрамор и бронза не легкие вещи. Но все-таки и монументы довезли до Уфы. Вдоль стен аккуратно, на значительном удалении друг от друга разместились небольшие скульптуры. Ибо расположение и освещение влияют на восприятие. Чтобы не перебить впечатление, каждая скульптура отдельно, плывет себе на островке-постаменте.
На стенах выставка графики. Говорят ли вам что-нибудь такие слова, как офорт, ксилография, автолитография, линогравюра, цветная акватинта или более понятные — тушь, карандаш, темпера? Все это техники и средства, используемые для создания изображений, именуемых графикой. Все мы сталкивались с книжными иллюстрациями, которыми знамениты многие художники графики. И с необыкновенной радостью узнавания я в первую очередь устремилась к птицам в полете и с глубоким удовлетворением прочла знакомую с раннего детства фамилию Чарушин. У всех в советском детстве были книжки-малышки с картинками Е.И.
Чарушина и его сказками. Он был талантливым писателем, не только художником.
Следующая рама. В ней хрупкие листочки на подложке — иллюстрации Кибрика к «Древнерусским былинам» и «Тарасу Бульбе». А вот непревзойденный Фаворский — у меня до сих пор есть подарочное издание «Маленьких трагедий» «Огонек», «Работница», «Крестьянка», даже «Наука и Жизнь», да и в «Технике молодежи» иногда публиковали репродукции картин.
Эта выставка стала встречей с эпохой, когда так жадно поглощалась вся достойная внимания печатная газетно-журнальная продукция. Помнится, подписка на некоторые особенно хорошие издания была лимитирована и даже разыгрывалась внутри производственных коллективов. Теперь, глядя на выставку живописи, интуитивно узнавая сюжеты и стиль некоторых художников, понимаешь, насколько качественно и плотно работали коллективы популярных журналов в 70-80-е гг. с современным им искусством. Живое искусство глядит на нас со стен музея, искусство непростой эпохи.
Самая «старшая» картина выставки — «Работница табачной фабрики» А.Н. Самохвалова (1894-1971) — датирована 1928 годом и приехала даже в подлинной своей раме того же времени. Есть в ней перекличка и с Модильяни и Пикассо. Видно, что в конце двадцатых годов русское искусство еще сохраняло тесные отношения с мировыми художественными процессами, еще не были разорваны личные и общественные связи. Позже советское искусство пойдет обособленно, но все равно будут возникать интуитивные отклики, наши, но не отстающие, параллельные общему потоку. Например, импрес-сионисткий «Март» В.Н. Гаврилова (1923-1970). Заворожил простор «Чукотской весны» А.А. Яковлева (1934-2012). Пленила курочка — «Натюрморт с лукошком» А.А. Жабского (1933-2008).А.Н. Самохвалов. «Работница табачной фабрики».
Узнаны издалека как армянские соцветия «Натюрморта с синей чашкой» А.С. Па-пикян (1926-1997). А прямо напротив входа цветной канонадой оглушает «Осенняя песня» В.Я. Юкина (1920-2000).
Открытие выставки было значительным и по количеству VIP-персон, но главное по количеству зрителей, а так не всегда бывает. Произносились речи, звучал ку-рай и русские народные песни, вручались грамоты и дары. Особо привлекли внимание эффектные тома изданного наследия Гелия Коржева, подаренные музею. Очаровала слушателей голосом и внешностью певица Башгосфилармонии Катя Ямщикова, ее концертный образ чем-то вторит, но в других интонациях и цветах, портрету «Собирательницы старины Гераскина» Н.К. Соломина (1916-1999). Порадовало наличие в залах детей и молодежи, а не только маститых деятелей искусств. Замечены были и студенты худграфа, а значит, будет свежая вода в потоке нового времени, который когда-нибудь сольется с морем российского и мирового искусства, небольшую часть которого вместили в себя залы музея им. Нестерова.